Компании, столкнувшиеся с подобной проблемой, первоначально пытаются решить данный вопрос за счет административных решений, т. е. «мы сами знаем, чего они хотят». Но по прошествии определенного времени становится очевидным, что данная схема явно не работает.
Работник часто получает то, что находятся вне сферы его мотивационных интересов. Иногда имеет место психологическое отторжение: «Вы даете мне что-то, не спросив меня заранее». Поэтому большинство компаний, «набивая шишки» на данном этапе, начинают задавать вопросы самим работникам: «какие виды признаний и вознаграждений» они хотят. И здесь возникает проблема создания списка вознаграждений. Помимо чисто информационных ограничений (полнота списка), необходимо при отборе следовать методологии вознаграждений, а именно она должна быть честной и искренней, открытой в своих принципах для всего персонала, и реализовываться как можно быстрее, после факта возможности вознаграждения.
Мы решили обратиться к нашим клиентам в различных странах мира, с тем, чтобы создать некий обобщенный список наиболее часто применяемых вознаграждений. Получив порядка 130 ответов, мы проанализировали ряд публикаций Американской ассоциации специалистов в области оплаты труда. Нас интересовали, не сколько виды вознаграждений (в ответах наших клиентов мы получили довольно полную картину), сколько принципы классификации вознаграждений. На основе изучения различных классификаций мы приводим в данной статье список вознаграждений и признаний работников. Мы постарались убрать из списка некоторые виды вознаграждений, которые явно не будут работать из-за особенностей деловой культуры стран СНГ. Не исключено, что в публикуемом перечне имеется виды вознаграждений, которые вызовут у Вас улыбку, «мол, это все чисто американское». Не торопитесь, чаяния работников – явление интернациональное, и то что читателю покажется экстравагантным, так как не применялось ранее, может через некоторое время после внедрения, стать естественным средством признания заслуг работника. Сам список составлен таким образом, чтобы его можно было легко переработать в анкету-вопросник, для последующей раздачи работникам. Классификационные группы списка могут быть в последствии использованы для анализа корпоративной культуры компании для выявления мотивационных приоритетов в разрезе групп персонала, пола, возраста, образования и т.д.
Широко распространенные вознаграждения
- Премии, система участия в прибылях, владение различными видами ценных бумаг компании
- Помещение различных записей о достижениях работника в его личный файл
- Устная благодарность
- Подарочные сертификаты (сертификаты, позволяющие работнику приобретать товары в магазинах на определенную сумму, посещать театры, кино и т.д. бесплатно в пределах сумм данного сертификата)
- Дополнительное обучение за счет работодателя для более высокооплачиваемой работы
- Звание "лучший работник месяца"
- Направление на семинар, конференцию за пределами города размещения компании по теме, интересующей самого работника
- Сертификаты на обед с членами семьи или друзьями в лучших ресторанах города
- Выпуск специального меморандума, распространяемого по всей компании с выражением благодарности работнику от лица руководства
- Предоставление больших полномочий
- Гибкий график рабочего времени
Хорошо видимые вознаграждения
- Табличка с гравировкой имени работника или почетный трофей
- Предоставление специального места для парковки автомобиля
- Канцелярская принадлежность высокого качества, передаваемая от одного лучшего работника данного периода к другому на месячной или еженедельной основе
- Более высокое качество декоративной отделки или оснащения рабочего места лучших работников
- Упоминание их имени на продукте, услуге или оборудовании как авторов улучшений или лучших работников
- Помещение фотографии в корпоративной газете или информационном листке
- Там же, специальная публикация о работнике и его достижениях
- Групповые вознаграждения (применяется не только в производстве, но и при поощрении административно управленческого персонала, но для этого необходимо разбиение последнего на команды и рабочие группы, что возможно только при наличии однородных работ)
- Доска объявлений с перечнями тех, кто постоянно выполняет поставленные цели
- Майка, рубашка, кружка и т.д. со специальной пометкой (например "лучший работник")
- Приоритет при планировании графиков рабочего времени и времени отдыха
- Установление специальных мест для помещения информации, писем, фотографий и т.д. благодарящих работников и показывающих их достижения
- Посещение руководителями верхнего звена управления внутриотдельских встреч, где производится вознаграждение работников
- Помещение благодарственных писем клиентов таким образом, что бы все могли их видеть
- Приоритеты в получении нового оборудования и инструментов
- Издание буклетов о компании по результатам ее трудовой деятельности с включением фотографий, интервью лучших из лучших
- Выделение хороших работников из системы постоянного контроля за их работой
- Поощрение переводов по горизонтали хороших работников
- Предоставление возможности работникам представлять Вас в Ваше отсутствие
- Предоставление возможности периодической отчетности о результатах проектов на уровне, более высокий чем Ваш
- Вознаграждения за длительность работы в компании (прямые материальные вознаграждения, подарки, торжественные вечера)
Вознаграждения, выражающие Вашу поддержку как руководителя своих сотрудников
- Материальные вознаграждения, направленные на интересы семьи сотрудника
- Выявление номинантов конкурсов внутри компании по специальным проектам, направлениям
- Обеды лучших работников с руководителями компаниями («Обед с президентом»)
- Торжественные проводы в последний день хороших работников, уходящих из компании на другое место работы
Нетипичные виды вознаграждений
- Альбом или видео кассета с описанием рабочего места работника, где сам работник является главным действующим лицом
- Более ранний старт отпуска, чем положено по графику
- Благотворительное пожертвование от имени работника, покрываемое компанией, в области по выбору работника
- Дополнительное время отдыха
- Подписка на дорогие журналы, оплата членства в клубах или ассоциациях по выбору работника
- Подарки сотрудникам исходя из специфических интересов
- Присвоение части зданий или отдельным помещениям имени лучшего работника
- Введение в политики и процедуры исключений, распространяющиеся на конкретных работников
Мы реально отдаем себе отчет, что данный список возможно не является исчерпывающим. Возможны дополнения и модификации. Мы преследовали цель предоставить ориентир для создания системы вознаграждений, являющейся логическим дополнением основной заработной платы и системы базового премирования.
Статья получена: Клерк.Ру