Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Расходы на консалтинг как инвестиции в компанию

 

Расходы на консалтинг как инвестиции в компанию

 

 

В последнее время не только топ-менеджеры компаний, но и владельцы стали проявлять все больший интерес к услуге, заслуженно пользующейся популярностью на Западе, но в России приживающейся непросто, маленькими шажками – к консалтингу.

Профессиональные консультанты действительно могут помочь решать множество бизнес – задач, помочь в разработке системных продуктов (система управления персоналом, система управления маркетингом), в разработке и корректировке части системы (разработка системы зарплат и мотивации, вывод на рынок нового продукта), в риск – менеджменте. Причем в одних случаях может быть полезен процессный управленческий консалтинг, который осуществляется принципиально только под задачи, выставляемые владельцем компании: сопровождение организационного развития, сопровождение изменений, помощь в выработке стратегии развития. В других случаях будет достаточно участия консультантов, решающих задачи в рамках направлений: маркетинговый, финансовый, кадровый консалтинг, и заказчиком этого вида консультирования может быть топ-менеджмент компании, руководители направлений.

Как правило, люди, которые подумывают о том, что консультант бы им пригодился, не всегда знают, а как, собственно, этой услугой можно пользоваться.

загрузка...

 

 

Есть даже некоторая боязнь: как же мне обращаться к консультантам, если я даже не могу сказать, что мне нужно?

Но профессиональным консультантам важно только одно: осознание клиентом, будущим заказчиком, того, что ему нужна помощь профессионалов. А формулироваться первоначальный запрос на консалтинг для консалтинговой компании может в самых разных формах. Например, «Что-то у меня стали увольняться продавцы. Сделайте что-нибудь, чтобы работали долго и хорошо». Или «меня не устраивают финансовые показатели работы компании. Я не знаю, в чем дело, помогите определиться». Или «я хочу вывести на рынок новый продукт, мне кажется, что он будет продаваться, а партнеры сомневаются.»

Самое сложное – сформулировать запрос, выразить словами все эти «я хочу», «меня беспокоит»… А уже задача консультантов – как переформулировать эти «хочу» в план работы. Для консультанта самое важное понять, как заказчик видит результат работы консультанта, что он хочет получить в результате консалтинга? Результаты, на которые заключается контракт с консультантом, должны быть понятны обеим сторонам, четко выражены и определены, а еще очень важно – при заключении контракта обязательно проговаривается, как будут использоваться результаты консалтинга и определяются возможные риски.

Итак, руководитель понимает, что консультант может быть полезен, проводит переговоры… И вот консультант принял его бизнес-задачу и готов над ней работать… У каждого бизнесмена в этот момент обязательно и неизбежно появляется вопрос: «А сколько это будет стоить?» И, как правило, сразу за ответом консультанта на этот вопрос Заказчик произносит сакраментальную фразу: «А за что я плачу эти деньги?»

За что же платить деньги?

Вопрос резонный, заказчика можно понять – деньги за консалтинг действительно бывают очень серьезные. Нельзя понять только следующего шага, который иногда (к счастью, в последние годы все реже) произносят владельцы: «Нууу, тогда я сам справлюсь!» И этот испуг вовсе не является показателем того, что «у меня нет таких денег». Просто многим, даже очень дальновидным, руководителям в первый момент деньги на консалтинг видятся как ЗАТРАТЫ – и эти ТРАТЫ пугают.

Между тем, гораздо правильнее рассматривать расходы на консультирование как инвестиции. И действительно, если посчитать и задуматься о перспективах, консультирование - не затратный, а инвестиционный проект, и обладает всеми параметрами, свойственными инвестиционным проектам:

  1. это – долгосрочные вложения. Средства, которые вкладываются в консалтинговый проект, во-первых, могут быть растянуты во времени, но, что самое главное, то, что они делаются на перспективу, а не рассчитаны на сиюминутный эффект
  2. отдача вложенных средств всегда распределена во времени и, вложив некоторую сумму сейчас, владелец может получать отдачу долго, как при любых инвестициях, потому что любое изменение в организации с помощью консалтинга дает дисконтированную отдачу.
  3. вкладывая деньги в консультационный проект, как при любой инвестиции, владелец может рассчитать возврат средств на вложенный капитал, а также внутреннюю рентабельность проекта.

Во многих случаях результаты консультирования для организаций вполне можно померить в денежном эквиваленте – и такие системы оценки существуют. Но, конечно, любой вид консультирования в очень большой степени связан с людьми, поэтому руководителю, заказывающему консалтинг, придется учитывать эту переменную – не все можно померить в деньгах, но какие-то мерные величины всегда есть.

Рассмотрим консультирование как инвестиционный проект на примере кадрового консалтинга.

Затраты на персонал – или вложения в бизнес?

Персонал компании обладает ключевыми компетенциями для поддержания и развития бизнеса. В любой компании в той или иной степени существуют следующие направления затрат на персонал:

  1. Подбор и адаптация персонала
  2. Компенсационный и социальный пакет
  3. Обучение и развитие
  4. Затраты по высвобождению персонала
  5. Корпоративные мероприятия

Иногда задают вопрос, зачем нужен ка дровый консультант в компании, где есть HR ? Он может быть полезен в нескольких случаях:

  1. когда HR не обладает достаточной квалификацией для решения задачи, которую ставит Владелец. Владелец же не готов брать нового менеджера по персоналу, ему будет удобнее и дешевле заплатить единовременно консультанту – а потом с помощью HR -а пользоваться эффектом.
  2. когда проходит общая реструктуризация - консультант работает с владельцем в парадигме процессного консалтинга, решая особо конфиденциальные задачи
  3. кадровый консультант просто необходим, когда в компании происходит слияние, поглощение, покупка: оценить работу персонала может и должен только внешний специалист по персоналу. В результате кадровый консультант является членом команды других консультантов, оценивающих бизнес в целом.

Кадровый консультант может не только выполнить некоторые виды работ «в аутсерсинге» - таких работ, на которые у HR -а нет времени, профессиональных знаний и навыков либо компетентности. Он может, прежде всего, оценить, насколько эффективно вкладываются средства в персонал по всем статьям затрат:

1. Подбор и адаптация

Профессиональный кадровый консультант поможет компании сберечь деньги на постоянное восполнение текучки и сократить время вхождения новых сотрудников в коллектив и дела компании, что позволит сотрудникам быстрее и эффективнее начать выполнять свои задачи, а значит, быстрее приносить прибыль.

Пример из практики:

При аудите системы управления персоналом компании Н. выяснилось, что компания, имея большой бюджет на подбор и отбор персонала, совершенно выпустила из поля зрения такую, казалось бы, незначительную часть работы с персоналом, как адаптация. Нового сотрудника просто сажали в кабинет – и он там сидел. Что это за человек? Зачем пришел в компанию? Что он должен делать? Сотрудники компании не получали этой информации. Более того - задач на испытательный срок новому сотруднику тоже не ставили. В результате, у руководства по истечению этого срока возникал вопрос, насколько эффективен данный сотрудник. Поскольку мерить было нечем – возникала проблема оценки эффективности. Думаю, что излишне подчеркивать, что приход нового сотрудника на работу – это всегда «смотрины» не только для сотрудника, но и для организации. Не каждому человеку комфортно работать в такой обстановке, когда его «кидают в воду, не уча плавать». Люди уходили сами после испытательного срока – и служба управления персоналом опять начинала закрывать вакансию, тратя время и силы.

Предложенная консультантами структурированная программа адаптации персонала и прописывание процесса адаптации сотрудников с обозначением ответственных лиц, контрольных точек, отслеживание выполнения проекта позволило компании вдвое сократить расходы на адаптацию сотрудников, уменьшить текучесть кадров и повысить эффективность вновь приходящих работников.

2. Компенсации и соц.пакет

Это один из самых интересных инструментов управления персоналом. В компенсационный и соцпакет, кроме зарплаты и бонусов, входят все материальные компенсации – обеды, проездные, машины, оплата телефонов, отпусков, больничных, страховка и медицинские услуги, а также в определенной мере затраты компании на обучение сотрудника. И в этом случае кадровые консультанты могут быть очень полезны при оценке эффективности существующих систем, могут предложить разработку таких систем с нуля или же дать предложения по улучшению существующих На примере этой статьи расходов можно увидеть инвестиционную составляющую расходов на консалтинг: вложив деньги 1 раз, легко посчитать внутреннюю рентабельность проекта, увидеть дисконтированность отдачи (потому что она будет работать в течение длительного времени) и долгосрочность вложений. Структурирование системы компенсаций внутри компании и взаимосвязь с системой мотивации позволит в несколько раз уменьшить эту статью расходов или сделать так, чтобы эти деньги работали с большей отдачей. Рядом с этим инструментом, практически нераздельно, стоит вопрос о мотивации сотрудников. Например, консультант проводит мотивационное исследование, выясняет, что необходимо для эффективной работы каждому конкретному сотруднику, а потом под этот профиль составляется мотивационная система. При правильном построении такая система может действительно стать инвестиционным проектом: во-первых, правильно замотивированный сотрудник лоялен компании – и поэтому работает с большей отдачей, в течение долгого срока, что позволяет не затрачивать дополнительные деньги на поиск подходящего сотрудника. Во-вторых, правильная мотивация может реально сэкономить средства. Например, если менеджеру Иванову не так нужно повышение зарплаты, как повышение статуса и расширение полномочий, компания экономит деньги на зарплату, присвоив необходимое сотруднику «звание» и расширив круг ответственности сотрудника. В-третьих, компания хорошо представляет себе, какое количество сотрудников будет работать в данной компании на протяжении определенного срока – и не встанет перед фактом, что, не удовлетворенный условиями оплаты, сотрудник уйдет. Появляется возможность планирования затрат и управления деньгами, вкладываемыми в персонал.

3. Обучение и развитие

В последние годы учить свой персонал стало уже правилом и хорошим тоном у многих российских организаций, однако у многих руководителей появляются опасения: «А если я их научу – а они уйдут?». На оба этих вопроса можно легко ответить. Обучение персонала – это также ваше вложение в свой бизнес, потому что обученный персонал будет быстрее и эффективнее решать поставленные задачи. Вопрос, а не уйдут ли сотрудники после обучения, очень непростой, и здесь тоже может быть очень ценной помощь профессионального консультанта: ведь то, как сотрудники воспримут обучение и как потом будут использовать его результаты, зависит от того, как обучение позиционируется в организации, как простроены контракты с сотрудниками на их обучение, как потом результаты обучения вписываются в систему работы компании. Если полученные сотрудниками на тренингах и семинарах знания, умения и навыки не находят своего применения в вашей организации – конечно, они уйдут. Но если сотрудники понимают, что организация о них заботится, что полученные знания помогают меньшими усилиями достигать больших результатов, если будет сделано все, чтобы они видели – организация ценит их рост и их усилия, эти вложения могут быть очень доходными.

4. Затраты по высвобождению персонала

Формируя с помощью консультантов или самостоятельно и планируя высвобождение персонала, руководство не встает перед фактом внезапного увольнения сотрудников, а может планировать это заранее, учитывая срок работы сотрудника в Компании, задачи, которые он решает и результаты, которые он должен достичь. Такую работу должен делать грамотный HR , если не умеет правильно – Консультант. Количество таких HR -ов невелико, что создает проблемы, и консультанты могут быть полезны и владельцу, и HR -у, который потом получает в руки работающий инструмент.

Когда же идет речь о сокращении бизнеса или продаже, работа консультанта необходима. Причем не только с точки зрения финансового сопровождения. Конечно, консультанты должны оценить, насколько эффективно работает то, что покупается, потому что при современном развитии технологий и менеджмента, как правило, новые владельцы покупают не столько здание и оборудование, а чаще всего - в первую очередь ключевые компетенции сотрудников. И эту оценку может провести только внешний человек. Но есть и еще один аспект: сотрудникам продаваемой компании необходима психологическая поддержка, что один HR может сделать не всегда.

4. Корпоративные мероприятия

В последнее время повысилась культура менеджмента российских предпринимателей и они стали более отчетливо понимать, что расходы на корпоративные мероприятия также можно рассматривать как инвестиции: с их помощью можно решать бизнес-задачи:

  • повышения лояльности сотрудников компании (это плохо измеряется в деньгах, но хорошо отслеживается по обратной связи и является очень важным пластом работы с сотрудниками),
  • донесение до персонала новой стратегии и новых идей,
  • сплочение коллектива
  • позиционирование изменений внутри компании.

Казалось бы, как посчитать отдачу от корпоративного мероприятия – не в улыбках же? Нет, это довольно просто, если перед началом проведения мероприятия продуманы все цели и просчитано, какие именно бизнес-задачи им предполагается решить, ну и, конечно, если за дело возьмутся действительно профессиональные консультанты по корпоративной культуре, способные превратить «пьянку» в инструмент решения задач. Вот пример из практики:

В крупной организации руководством первоначально планировалось провести реструктуризацию за полгода, но консультантами было предложено новогоднее корпоративное мероприятие по особой программе, в процессе которой прорабатывалось позиционирование изменений и продвижение идей об их необходимости и полезности. В результате этой работы желаемого эффекта компания достигла за 4 месяца. Праздник снял неопределенность и тревогу у сотрудников, разъяснил цели реструктуризации и роль каждого в ней, что позволило каждому сотруднику определиться – с компанией ли он или вне ее, а также понять, как от него зависит дальнейшее продвижение идеи. Кроме того, опосредованно это мероприятие повлияло и на расходы на освобождение сотрудников, на поиск новых сотрудников и выполнило часть работы HR -а.

Конечно, все эти задачи можно решать, не обращаясь к помощи профессиональных консультантов – если у вас есть необходимые знания и умения, а главное – время, чтобы заниматься этим, а заниматься всеми этими направлениями надо постоянно. Но, к счастью, проходят те времена, когда руководитель должен был сам делать все в своей организации: большинство руководителей понимает, что каждый должен делать свое дело и заниматься тем, что приносит прибыль. Консультанты помогут вам сберечь ваше время, ваши деньги и в будущем – получить дополнительные проценты на вложенные деньги и усилия.

Директор по развитию КГ «СЭТ» Вероника Ярных

Статья опубликована в журнале «Управление персоналом» № 11-12 (98) за 2004 год


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Расходы на консалтинг как инвестиции в компанию":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Управление заказами как тактическое управление компанией

ИА "Клерк. Ру". Отдел новостей / С.

» Безопасность бизнеса - 2698 - читать


История игрушек: как банан спас компанию

Отличную историю рассказал журнал Business 2. 0. Вы читаете Business 2.

» Бизнес идеи - 1910 - читать


Передвижники третьего тысячелетия. В США как грибы растут компании с офисами «на колесах»

В США как грибы растут новые компании: мастерские, парикмахерские, ветеринарные клиники на колесах. И даже быстрый рост цен на бензин пока не слишком сильно сказывается на энтузиазме предпринимателей. Джефф Брандидж из Лавленда, штат Колорадо, приезжает к клиентам, чтобы заточить им ножи, а также осуществляет поставки для ресторанного бизнеса, в основном в районе города Боулдер.

» Бизнес идеи - 2359 - читать


Как отличить капитал компании от обязательств при составлении отчетности по МСФО

На практике многие компании сталкиваются с тем, что одни и те же финансовые инструменты могут быть квалифицированы и как капитал, и как обязательства. Для того чтобы не ошибиться при отражении капитала в финансовой отчетности, потребуется учесть не только положения МСФО, но и организационно-правовую форму компании, а также применимые к ней требования российского законодательства. Елена Тютюнникова, заместитель директора департамента международной отчетности ООО «ФБК», канд. ...

» Бухгалтерия и аудит - 3941 - читать


Расходы на Интернет. Как верно учесть расходы на их создание?

Подключение к сети Интернет через выделенную линию Прежде чем создавать страничку или сайт в Интернете, организация, прежде всего, должна подключиться к сети. Наиболее производительным и лучшим по соотношению цена/качество способом подключения является выделенная линия. Для этого заключают договор с провайдером, который сам прокладывает линию и оформление всех документов берет на себя.

» Бухгалтерия и аудит - 2743 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Расходы на консалтинг как инвестиции в компанию

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru