Как стало известно «Ъ», ООО «Региональная медиагруппа», принадлежащее президенту ТВ-3 Ивану Таврину, приобрело радиостанцию и телестанцию в Красноярске. Участники рынка отмечают, что господин Таврин, до сих пор известный своими инвестициями в региональное ТВ, переключился на радиостанции, спрос на которые начал расти в условиях дефицита телеактивов. За последний год радиоактивы подорожали на 30—40%.
Информацию о приобретении Региональной медиагруппой 100% красноярского ЗАО «Европа плюс Енисей» у красноярского предпринимателя Игоря Юсьмы «Ъ» подтвердил Иван Таврин. От более подробных комментариев он отказался.
Источник на медиарынке сообщил, что сделка была закрыта недавно, а ее сумма составила около $5 млн. ЗАО «Европа плюс Енисей» принадлежат телестанция, являющаяся красноярским партнером канала MTV, и радиостанция-партнер «Европы плюс».
Господин Таврин — известный на региональном телевизионном рынке бизнесмен, до сих пор специализировавшийся на краткосрочных инвестициях в местные телестанции. Так, в 2005 году он активно скупал телестанции в регионах, а в начале этого года продал пакет из восьми станций в региональных центрах телеканалу ТВ-3 — по оценкам, за $12 млн. Теперь Иван Таврин, похоже, решил изменить профиль инвестиций. Участник рынка, информированный о сделке с «Европа плюс Енисей», отмечает, что в ЗАО Региональную медиагруппу прежде всего интересовала радиостанция. Он обращает внимание, что группа сегодня уже владеет десятком радиостанций в регионах, в том числе в Петербурге («Классика») и Екатеринбурге («Хит»). В пользу этой версии говорят и слова гендиректора MTV Russia Леонида Юргеласа, сообщившего «Ъ», что его компания уже договорилась о приобретении своего красноярского партнера. Господин Таврин, правда, пока опровергает информацию о продаже только что приобретенной телестанции.
Участники рынка не сомневаются, что Региональная медиагруппа скупает радиостанции для последующей перепродажи. «Сейчас на рынке не осталось свободных теле- и радиоактивов первой величины, — констатирует президент «СТС Медиа» Александр Роднянский. — Консолидация станций второго эшелона в руках одной компании повысит их стоимость, это будет выгодное пакетное предложение для тех игроков, которые находятся в интенсивном развитии и заинтересованы в скачкообразном росте». По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка радиорекламы в 2005 году составил $300 млн, причем треть этой суммы, по данным экспертов, пришлась на регионы. Региональные рекламные бюджеты на радио ежегодно растут на 30%, в то время как федеральные — на 20%.
Эксперты признают, что компании, зарабатывающие на скупке и перепродаже региональных электронных СМИ, вынужденно переориентировались на радиостанции. Работать с более востребованными рынком телеактивами стало сложно: они сейчас в дефиците, за них борются крупные инвесторы. «Телестанций меньше — максимум 15—16 в каждом городе, и свободные частоты выставляются на конкурс крайне редко, — говорит бывший совладелец радио «Арсенал» Николай Грахов (как и Иван Таврин, он активно инвестирует в региональные проекты и сейчас с партнерами владеет примерно 10 радиостанциями). — В региональных городах вещает по 15—20 радиостанций, и частоты продолжают выставляться на конкурс». Кроме того, по его словам, телеканалы часто используются в политических целях и, следовательно, не продаются.
Спрос на региональные радиоактивы в ближайшие годы будет расти, так как в расширении сетей заинтересованы не только новые радиопроекты, но и существующие игроки. «Даже крупнейшие на сегодняшний день сети («Русское радио», «Европа плюс», «Авторадио». — «Ъ») далеко не во всех городах вещания имеют доли в станциях-партнерах, — говорит гендиректор радиостанций «Сити FM» и Relax FM Михаил Эйдельман. — Покупка долей в этих компаниях увеличивает капитализацию сети в целом, и приведенные в порядок активы рано или поздно их заинтересуют». С ним соглашается глава вещательной корпорации «Проф-Медиа» («Авторадио», «Юмор FM», «Энергия») Александр Варин: «Крупной компании легче договариваться с крупным игроком, чем скупать разрозненные активы».
О том, что спрос на региональные радиоактивы уже начал расти, свидетельствует заметный рост их стоимости за последний год. Участники рынка отмечают, что интерес к радиоактивам проявляют крупные холдинги, например принадлежащая «Базэлу» компания «Формедиа» или «РосТ. С» ЛУКОЙЛа. «Год назад хорошая станция в городе-миллионнике стоила $500 тыс., сейчас — $700 тыс., — говорит Николай Грахов. — То есть цена активов выросла на 30—40%". По его словам, в крупных и наиболее привлекательных городах, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов, Самара, уже сложно что-либо купить: «В Екатеринбурге за последний год была всего одна сделка. Кстати, провела ее Региональная медиагруппа».