Консолидация уральской и сибирской розницы чаще происходит без участия федеральных сетей. Так, за последние полгода челябинская «Незабудка» арендовала магазины «Класс» в Магнитогорске, а новосибирская «Холидей Классик» договорилась о покупке томской сети «Эконом» и омской — «Экономный».
Сеть «Холидей Классик» принадлежит группе «Лэнд». Насчитывает 29 супермаркетов в Новосибирске, Томске и Барнауле. Валовая выручка в 2005 г.
— около $180 млн. Группе «Незабудка» принадлежит около 50 магазинов различных форматов в Челябинске и Челябинской области. Выручка в 2005 г. — $70 млн. В число владельцев входят председатель совета директоров «Незабудки» Алексей Заварницин и гендиректор Виталий Никулин; около 25% принадлежит Baring Vostok Private Equity Fund III, еще примерно 20% — Eagle Venture Partners.
В июне «Незабудка» закрыла сделку по присоединению десяти магазинов «Класс» в Магнитогорске, рассказал «Ведомостям» гендиректор сети Виталий Никулин. Гендиректор «Класса» Олег Лакницкий подтвердил, что все «объекты [сети] арендуются» «Незабудкой» и будут переименованы. Переуступка прав аренды стоила «Незабудке» $150 000, а сама аренда — около $1,2 млн в год. По словам Лакницкого, «Класс» — крупнейшая сеть в городе, где работают успешные промышленные предприятия, в том числе Магнитогорский металлургический комбинат, и поэтому ею интересовались многие федеральные ритейлеры. Совладелец «Магнита» Сергей Галицкий подтвердил, что мог бы побороться за «Класс», если бы вовремя узнал о его продаже.
В борьбе за интересные активы федералов обошла и другая региональная сеть — «Холидей Классик». Руководитель производственной компании, поставляющей продукцию в «Холидей», утверждает, что новосибирцы договорились о присоединении 40 магазинов «Экономный» в Омске. Гендиректор «Холидей» Алексей Захаров подтвердил, что ведет переговоры с владельцем «Экономных» Михаилом Курцаевым, но сделка еще не закрыта. С Курцаевым связаться не удалось.
Летом переговоры о покупке бизнеса «Экономных» вела группа «Виктория». Вчера представитель группы пояснил, что «Викторию» не устроила стоимость сети и структура владельцев. За сеть с выручкой $25—30 млн (по оценке «Виктории») Курцаев собирался получить более $8 млн.
Алексей Касимов, директор новосибирской сети «Сибириада», которая летом объединилась с «Холидей», рассказал еще об одной сделке. Объединенная компания приобрела три магазина «Эконом» в Томске, которые откроются под вывеской «Сибириада». О сделке знает директор томской сети «Лама» Владислав Левчугов. По его словам, «Эконому» принадлежали три магазина площадью 300—400 кв. м каждый с совокупной годовой выручкой около $5 млн.
Федеральные сети неуверенно чувствуют себя за Уралом, считает совладелец красноярской сети «Командор» Олег Сипетый. Сейчас «Командор» ведет переговоры об объединении с «Холидей». Это правильная политика, одобряет Левчугов из «Ламы», федералам будет сложнее зайти на региональные рынки, где объединились местные операторы. Председатель правления PHolding (владеет «Помидорпромом») Максим Протасов называет «Холидей Классик» и «Незабудку» главными консолидаторами розничного рынка за Уралом. По его словам, активности в объединении с соседями стоит также ждать от барнаульской «Марии-Ра» и кемеровской «Коры». У перечисленных сетей недавно появились финансовые партнеры, которые могут помочь им в завоевании большей доли на местных рынках. Например, «Холидей» готовится продать блокирующий пакет инвестфонду «Ренова Капитал», «Незабудка» в начале года продала около 45% Baring Vostok Private Equity Fund III и Eagle Venture Partners, а 25% в «Коре» получила компания «Алемар», созданная бывшими топ-менеджерами РАО ЕЭС Леонидом Меламедом и Дмитрием Журбой.