Билл Клем, легендарный бейсбольный судья, славился тем, что никогда не лез за словом в карман. Как-то раз одна из зрительниц крикнула ему: "Клем, если бы ты был моим мужем, я бы положила тебе в кофе яду! " Ответ последовал незамедлительно: "Мадам, если бы я был вашим мужем, я бы выпил этот кофе! " К сожалению, именно так развивается ситуация, когда кому-то из сотрудников приходится выслушивать критику в свой адрес. Разговор превращается в пикировку.
Чтобы этого избежать, приходится осваивать новые, более конструктивные способы высказывать критические замечания. Американский автор Хендри Вайзинджер посвятил этой проблеме целую книгу под названием "Искусство позитивной критики" (The Power of Positive Criticism).
Прежде чем приступать к трудному разговору, пишет Вайзинджер, следует точно определить, какую именно мысль нужно донести до собеседника. На первый взгляд ничего нового в таком совете нет.
Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что при такого рода общении говорящему вроде бы предельно ясно, что именно он критикует, а вот его собеседник, напротив, извлекает из сказанного только то, что им недовольны. А вот чем именно недовольны, остается для него совершенно непонятно. А потому стоит построить разговор таким образом, чтобы суть критического высказывания была сформулирована предельно лаконично и по существу.
Второй совет: прежде чем начинать разговор, нужно разобраться со своими эмоциями. Распространенная ошибка состоит в том, что выступающий с критикой совершенно уверен, что им движет исключительно стремление, скажем, повысить эффективность своего отдела, и не пытается проанализировать истинные мотивы своего недовольства. При этом в действительности может оказаться, что он попросту хочет продемонстрировать свое рвение перед собственным начальником. Или свести старые счеты.
Чтобы неприятный разговор оказался максимально эффективным, стоит прикинуть, в какое время его лучше проводить. В какой момент человек более склонен воспринять эту критику наиболее позитивно? Это условие - одно из основных для того, чтобы разговор сложился наиболее успешным образом.
Критические замечания следует формулировать так, чтобы они звучали не слишком угрожающе. Надо стараться избегать таких слов, как "всегда" или "никогда", особенно если речь идет о вполне конкретной ситуации. Более того, строить фразы лучше в позитивном ключе: "На мой взгляд, лучше всего было бы. .. " Хорошо, если за критическими замечаниями последуют конкретные предложения по исправлению ситуации. Способных критиковать много в любом учреждении, гораздо реже встречаются люди, способные предложить эффективное решение.
И тут возникает вопрос: способен ли критикующий сам воплотить в жизнь высказанные им же предложения? Чтобы у собеседника не оставалось на сей счет никаких сомнений, "нападающей" стороне следует отметить, что именно она готова предпринять, чтобы исправить положение. Чем больше будет предложено, тем больше шансов, что критика будет воспринята позитивно даже самым несговорчивым собеседником. (WSJ, Екатерина Кудашкина)
Боб Рознер
Статья получена: Клерк.Ру