Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Советы консультанта: Мыслить сценарно

 

Советы консультанта: Мыслить сценарно

 

 

"Ведомости" /

Аркадий Пригожин— директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при правительстве РФ

Мы все жалуемся на растущую неопределенность нашей жизни, непредсказуемость даже ближайшего будущего. Рушатся планы, казалось бы, хорошо продуманные, самые авторитетные прогнозы не только не сбываются, но и оборачиваются чем-то противоположным. Над нашей эпохой висит проклятие неопределенности. Как преодолеть это проклятие?

Бизнес не бездействует.

загрузка...

 

 

Например, один предприниматель говорит: “Мы разработали программу продвижения на такую-то нишу рынка буквально по месяцам, ответственным, ресурсам. И все на контроле”. Моя реакция: “Хорошая программа, какова вероятность ее реализуемости?” — “Стопроцентная!” И потом со вздохом: “Если, конечно, не случится непредвиденное”. — “Что, например?” Он начал было перечислять, но, помрачнев, махнул рукой: “Ведь наверняка случится то, что я сейчас и назвать не в силах”. Да, программы — вещь полезная. Но когда они возможны?

Когда мы точно знаем цель. И тогда мы выстраиваем последовательность действий: сделаем сначала это, потом другое и т. д., вплоть до достижения цели. Правда, на какой-то стадии программу ломают новые события, условия и те же программы. Что же делать? Как повысить надежность наших планов? По-моему, самым сильным ответом на вызов неопределенности стал управленческий сценарий.

“Сценарий?” — удивится читатель. Так мы ими пользуемся давно и много. Берем оптимистический вариант, когда условия заведомо будут в нашу пользу. Скажем, цены на нашу продукцию и клиентская база будут расти, а вот сырье и комплектующие хотя бы не подорожают. Потом составим пессимистический вариант, где со всем этим — хуже некуда. А между ними находим средний, который и берем за оптимальный. По нему и планируем. Что ж, такая методология привычна. Но очень пассивна: мы ориентируемся только на внешние обстоятельства. Кроме того, немало наглядевшись на такие сценарии, я заметил, что на практике плановиков заносит в крайности: оптимистический у них получается уж больно завышенным, а пессимистический прямо-таки разрушительным.

Предлагаю сценарный метод совсем иного качества. Это сценарий деятельный. Если программа отвечает на вопрос: “Что нужно сделать для…?”, то деятельный сценарий отвечает на вопрос: “Что будет, если мы поступим так-то?” Допустим, наша клиентская база — дилеры (мелкие оптовики) и розничные предприятия. А мы бы хотели выйти на группу корпоративных клиентов, где норма прибыли будет намного выше. Как это сделать? Из нашего сегодняшнего состояния мы способны сделать следующие шаги. Первый — предложить возможному клиенту цену ниже, чем у конкурентов. Что мы получим? Вызовем ценовую войну, снизим свою прибыль, но добудем заказ. Если ценовая война начнется, мы должны предусмотреть вторичные шаги: обеспечить товарные, финансовые и складские ресурсы в таких-то объемах. Далее, раз снизится прибыль, найти способы сокращения издержек на данном или других участках бизнеса (когда, какие именно). Если добьемся заказа, то как его затем увеличить (что именно предпринять). Итак, за первичным шагом следуют шаги вторичные и третичные. Но первичные шаги могут быть сделаны в нескольких вариантах. Пока мы рассмотрели вариант снижения отпускной цены. Хотя вполне можно построить и оценить цепь последствий по другим вариантам первичных шагов (повышение комплексности поставок, сокращение их сроков, усиление гарантий и т. д.). То есть каждый первичный шаг приводит к таким-то состояниям (желательным или нежелательным), а из каждого состояния мы предполагаем следующие шаги, каждый из которых, в свою очередь, тоже вызывает определенное состояние.

Я вас не запутал? Эта сверхсложность сразу уходит, как только вы наносите такие шаги и состояния на большой лист бумаги, где все будет обозримо и компактно. Не пугайтесь: больше трех шагов сценарий, как правило, не выдерживает. Ибо дальше та самая неопределенность снова берет верх над слабостью человеческого воображения. Зато продвинувшись хотя бы на два-три шага в будущее, мы тесним неопределенность из ее темных владений, освещая их окраины.

И вот мы определили с дюжину состояний, которые могут появиться после ряда вторичных, третичных шагов. Теперь давайте проранжируем эти итоговые состояния по двум критериям: привлекательность и реализуемость. Вы вскоре убедитесь, что наиболее привлекательные состояния не попадают в число тех, которые имеют большие шансы на реализуемость. Поэтому давайте искать те варианты, где привлекательность максимально сочетается с реализуемостью. Нашли такой? Прекрасно. Это и есть наша цель! Под эту цель вполне можно выстраивать программу ее достижения. У вас теперь есть деятельный сценарий, который наводит программу действий на реальную цель.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Советы консультанта: Мыслить сценарно":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Мыслить сценарно. Как сделать будущее предсказуемым?

Мы все жалуемся на растущую неопределенность нашей жизни, непредсказуемость даже ближайшего будущего. Рушатся планы, казалось бы, хорошо продуманные, самые авторитетные прогнозы не только не сбываются, но и оборачиваются чем-то противоположным. Над нашей эпохой висит проклятие неопределенности.

» Бизнес идеи - 1491 - читать


Подчиненные начальники. Советы консультанта

Был у меня клиент из красных директоров, человек с непререкаемыми убеждениями и сильной волей. Как-то, понаблюдав за его отношениями с подчиненными, я спросил его: « Вы не замечаете, что они вами иногда манипулируют?»

» Бизнес идеи - 2427 - читать


Советы консультанта: Как повышать цены

Наверняка вам уже не один раз хотелось повысить цены на свою продукцию или услуги, но всегда что-то останавливало. Вероятно, страх потерять клиентов и нанести урон бизнесу. Действительно, играть с потребителем при помощи цен столь же выгодно, сколь и опасно.

» Бизнес идеи - 2497 - читать


Советы консультанта: Быть эффективным

"Ведомости" / Обидно бывает за судьбу некоторых понятий! От массового употребления они стираются, становятся фигурой речи. Так мы потеряли глубокий смысл понятия “обратная связь”.

» Управление и менеджмент - 1748 - читать


Советы консультанта: Больше, чем деньги

"Ведомости" / Аркадий ПригожинВам знакома такая проблема? Стремясь добиться от сотрудников большей отдачи, руководство повышало выплаты (постоянную, переменную части зарплаты, премии, бонусы), и вот доля оплаты труда в издержках достигла предельного уровня. Ведь фонд оплаты труда не бесконечен.

» Управление и менеджмент - 1903 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Советы консультанта: Мыслить сценарно

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru