- Старайтесь говорить медленно и негромко.
- В начале спора подчеркните, что ваши взгляды по некоторым вопросам частично совпадают со взглядами вашего собеседника.
- Не “заводитесь” и старайтесь реагировать спокойно на высказывания своего собеседника. Постарайтесь понять, вместо того, чтобы обвинять.
- Никогда не навязывайте собственное мнение.
- Придерживайтесь основной мысли и не отвлекайтесь на частности.
- Не показывайте в споре превосходства над собеседником.
- Уходите от прямой конфронтации. Старайтесь не поддаваться на навязываемый разговор на высоких тонах и не “втягиваться” в спор в начале беседы. Найдите совпадения в ваших точках зрения.
- Не стремитесь бросаться в “контратаку”. Запомните: слушать критику оппонента и согласиться с ним — это совсем не одно и то же.
- Стройте диалоги с учетом характера человека, не сводите их в нудную и назидательную нравоучительность.
- Уважайте стремление человека к собственной точке зрения и самостоятельности.
- Пытайтесь увидеть себя глазами своего собеседника.
- Пытайтесь понять причины отклоняющегося поведения собеседника.
- Внимательно следите за интонацией собственного голоса, жестами, мимикой, не допускайте грубости, неуважительности, недоброжелательности.
- Не забываете: руководить — значит наставлять работников на самореализацию и успех. Когда люди заинтересованы в собственных целях, они мобилизуют гигантскую внутреннюю энергию. Они всегда стремятся к результатам.
- При верном руководителе подчиненные ищут ответственности. Радость победы и признание его руководителем проявляют наиболее эффективное воздействие на их стремление трудиться, чем подъем зарплаты и денежные премии.
- Руководитель, видящий в работниках только “ослов”, воспитывает в них упрямство и тупость.
- Без авторитета вряд ли кто-нибудь сможет управлять — ни путем общего корпоративного обсуждения, ни в приказном порядке.
- Применяйте вежливую форму распоряжения и тогда интерес подчиненного сконцентрируется на содержании распоряжения.
- Не персонифицируйте распоряжения. Постарайтесь ликвидировать местоимения “меня”, “мне”, “я” и др.
- Применяйте распоряжения вопросительной формы типа: “Как вы думаете?”; “Сможете ли вы?”; “Как вы полагаете?”; “Согласились бы вы?”; “Есть ли у вас возможность?”; “Не считаете ли вы?”; “Ладно?”; “Хорошо?”; “Договорились?”. Это значительно уменьшает вероятность отказа от исполнения вашего распоряжения.
- Не забывайте, чем выше ваша победа над личностью, тем выше будет противодействие вашим распоряжениям со стороны «побежденных» подчиненных.
- Осуждайте не личность, а неблагоприятный поступок.
- Добивайтесь, чтобы человек принял вашу оценку и предпочтенную грань осуждения ее отрицательного поступка.
- Не нужно держать свои выводы при себе. Старайтесь исходить из того, что все нехорошие действия должны стать темой обсуждения.