Турецкая компания Arcelik A. S., инвестировавшая $51 млн в строительство заводов холодильников и стиральных машин Beko в городе Киржаче Владимирской области, расширяет производство в России. Как стало известно «Ведомостям», компания инвестировала еще $12 млн в строительство завода по производству телевизоров, где попытается возродить известную с советских времен немецкую марку Grundig.
О перспективах Grundig в России мнения участников рынка разошлись. «Еще одна попытка возродить умерший бренд, какая-то спекуляция на памяти», — говорит собеседник «Ведомостей» в компании — производителе бытовой техники.
Читайте по теме: Хороший брэнд — мертвый брэнд. Вера в то, что у потребителей достаточно лояльности к «покойникам», заставляет производителей подрабатывать реаниматорами. |
«Два месяца назад область посетила делегация Beko Electronic A. S. Тогда на встрече с вице-губернатором Владимиром Веретенниковым турки обсудили планы по строительству в Киржаче завода по производству телевизоров», — рассказали «Ведомостям» в администрации Владимира. Общая площадь предприятия составит 10 000 кв. м, объем инвестиций — $12 млн. Максимальная производственная мощность предприятия, запуск которого планируется уже в октябре, — 700 000 штук в год. По словам источника, близкого к руководству Beko, на заводе планируется выпускать примерно 15 моделей кинескопных, плазменных и жидкокристаллических телевизоров под брендами Grundig и Beko. Причем около трети производственных мощностей будет задействовано под ОЕМ-производство (сборку по контракту). Дмитрий Тиманов, президент SKL group (развивает и производит технику под брендами Аkai, «Сокол» и Novex), говорит, что представители Beko Electronic A. S. уже выходили на его компанию с предложением о сотрудничестве, но сторонам пока не удалось договориться о цене.
Входящая в Koc Holding компания Arcelik A. S., основанная в 1955 г., занимается производством бытовой техники под маркой Beko. Общий объем продаж Arсelik A. S. за 2005 г. составил $3,8 млрд. В феврале 2004 г. «дочка» Arcelik A.S. — Beko Electronic A. S. совместно с британской Alba Plc приобрела за 80 млн евро Home Intermedia Systems, подразделение известной германской фирмы Grundig, специализирующееся на производстве телевизоров, технике Hi-Fi, видео, CD- и DVD-плейеров и записывающих устройств.
У Arcelik A. S. уже есть два завода в России. В апреле прошлого года Международная финансовая корпорация (IFC), инвестиционное подразделение группы Всемирного банка, подписала соглашение о предоставлении Arcelik A. S. кредита в 160 млн евро. «Финансирование будет направлено на корпоративную инвестиционную программу, которая включает в себя строительство завода бытовой техники в России», — сообщил тогда «Ведомостям» представитель IFC. Гюндюз Оздемир, генеральный директор Arcelik A. S., в своем интервью рассказал, что компания вложит $51 млн в строительство заводов во Владимирской области, где планируется выпускать около 900 000 единиц бытовой техники: примерно 600 000 стиральных машин и 300 000 холодильников под маркой Beko. При этом 60% производимых изделий пойдет на внутренний рынок, 40% — на экспорт в страны Средней Азии, на Украину и в Белоруссию. Для производственных нужд администрация Владимирской области предоставила Arcelik A. S. участок в 35 га в Киржаче.
По данным Российской ассоциации производителей электроники и бытовой техники (РАТЭК), в 2005 г. в России продано около 8 млн телевизоров. Лидерами рынка его участники считают компанию Samsung — более 12%, Thomson — 8%, Philips и LG разделили 6,5%. «Думаю, что Beko сможет хорошо проявить себя в сегменте недорогих «круглых» кинескопных телевизоров, практически все известные бренды уже перестали их выпускать, к тому же их главный конкурент — Vestel — после пожара объявил, что отказывается от кинескопных телевизоров и сосредоточится на выпуске более технологичной электроники — ЖК и плазме», — рассуждает менеджер крупного производителя бытовой техники.
«Бренд Beko — бюджетный, поэтому обречен на успех, главное выставить хорошую цену», — согласен Кирилл Новиков, гендиректор сети «Эксперт». А вот о перспективах Grundig в России мнения участников рынка разошлись. «Еще одна попытка возродить умерший бренд, какая-то спекуляция на памяти», — говорит собеседник «Ведомостей» в компании — производителе бытовой техники. «Grundig — бренд легендарный. Его даже Владимир Высоцкий воспел: «Вон дантист-надомник Рудик, у него приемник Grundig, он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ». Если инвестировать в рекламу этой марки не менее $5 млн в год, то те, кто забыл, вспомнят, а кто не знал — узнают», — советует Новиков. «Люди помнят, как за этим брендом выстраивались очереди в валютные «Березки». Марка на слуху и ассоциируется у покупателя с товаром высшего качества», — согласна Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью «Техносилы».