Прошло почти четыре года с тех пор, как в одну российскую компанию было вложено полмиллиарда долларов, но BP по-прежнему получает больше проблем на свою голову, чем прибылей. По настоящему, успехов этой компании удалось добиться лишь в самом неподходящем для этого месте - на московском розничном бензиновом рынке.
В 1997 г. BP пришла в Россию, заинтересовавшись крупными запасами нефти. В том же году BP вложила $484 млн.
в российскую нефтяную компанию Сиданко , предполагая воспользоваться своим опытом нефтедобывающих работ для того, чтобы трансформировать российскую нефтяную промышленность. Но инвестиции погрязли в болоте яростных конфликтов между местными бизнес-группами. На прошлой неделе разразилась еще одна битва - на этот раз причиной стал проект разработки крупного сибирского газового месторождения.
Пока BP бьется за Сиданко , ее инвестиции в рынок бензина начали приносить щедрую прибыль. Это при том, что изначально BP не планировала вкладывать средства в этот сектор рынка.
BP начала заниматься бензоколонками совершенно случайно. Она унаследовала этот проект по созданию нескольких АЗС в 1996 г. у американской компании Mobil после того, как эти две фирмы объединили свои европейские активы. BP , ставшая одним из крупнейших иностранных инвесторов в России, в тот момент хотела сконцентрировать свои розничные усилия в Польше, в которой разработаны более четкие правила для бизнеса.
Но открыв с помощью влиятельного местного партнера СТ-групп , имеющего связи в московском городском правительстве, небольшую сеть в Москве и пригородах, британская компания обнаружила, что этот бизнес неплохо было бы оставить себе.
Компания владеет 30 АЗС, каждая из которых продает в среднем примерно 13 млн. литров бензина в год - в четыре раза больше, чем в среднем по Европе и в три раза больше, чем в США.
Джефф Фрэнкс, генеральный директор Petrol Complex , совместного предприятия BP и СТ-групп , сказал, что когда он приехал в страну в 1998 г. у нас не хватало кассовых аппаратов, чтобы собрать всю наличность .
Однако эти доходы, по своему уровню приближавшиеся к доходам казино, не приносили прибылей до марта - отчасти вследствие девальвации рубля, которая привела к резкому повышению цен на импортное оборудование. В настоящее время BP старается покупать как можно больше российской продукции за дешевые рубли.
Цена является лишь одной из причин успеха BP . Компания также смогла предложить местным шоферам редкий для России товар - высокое качество обслуживания. Магазины BP с отделениями для вин и барами резко отличаются от обычных российских АЗС, где редко можно купить съестное, и где обычно клиентам приходится платить, пихая купюры в окошко, и задавать вопросы через микрофон.
Президент Владимир Путин, ежедневно проезжающий мимо двух таких АЗС, публично похвалил их. Кроме BP пришлось протестовать против попыток создать подделок - высший комплимент.
Фрэнкс сказал, что АЗС укрепили репутацию BP , и это должно помочь компании спасти свои инвестиции в Сиданко и сибирское газовое месторождение. Они также позволили компании сделать хороший стартовый рывок - россияне становятся богаче, растет спрос на автомобили и бензин.
Опыт работы BP на розничном рынке свидетельствует о том, насколько изменился российский деловой климат за последние пять лет. Несмотря на то, что влиятельный партнер BP поставил британскую компанию над мелкими преступными группировками, пытавшимися контролировать рынок в начале девяностых, ей, тем не менее, приходилось конкурировать с более чем пятистами независимыми розничными торговцами. Крупные компании выиграли, и в настоящее время розницей занимается около 25 фирм. (В Британии, по словам Фрэнкса, такой же процесс консолидации продолжался около 25 лет).
Многие проблемы не решены, в частности - сохраняется множество бюрократических препонов. Например, при строительстве одной из АЗС две разные государственные инспекции сделали противоречащие друг другу распоряжения.
Когда я сюда приехал, мне казалось, что у меня плохие переводчики, - рассказывает Фрэнкс. - Теперь я знаю, что здесь просто очень сырые законы. Одни и те же правила выглядят по-разному с точки зрения каждого нового чиновника .
Ситуация меняется. Правительство сделало некоторые шаги в области реализации программы экономических реформ, в частности сократило налоги, что помогло BP , которая исправно платит налоги и в результате попадает в невыгодное положение по отношению к местным конкурентам, которые редко платят полностью.
Россия отличается от остальных стран, она просто на несколько лет отстала, - считает Фрэнкс. - Но когда Россия развивается, она делает это быстро. За два года от абсурда к здравому смыслу - это классическая Россия .
Статья получена: InoPressa.ru