АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА
Еще не так давно пользователей интернета было мало, и в сеть они ходили в основном за играми и общением. А потому были неинтересны бизнесу. И даже крупная компания вполне могла обойтись простым сайтом с незамысловатым дизайном и минимумом «наворотов». Сегодня даже небольшая фирма, довольствующаяся «сайтом-визиткой», теряет своих потенциальных клиентов во Всемирной Паутине.
Для маленьких на каждое лишнее движение своя цена
Простой сайт-визитку можно сегодня купить в среднем за $500, и таких предложений на рынке масса.
«Малютками» приторговывают все - от программистов-«домушников» до солидных веб-студий. Правда, за эти деньги можно получить всего несколько страниц с минимальным программированием и посредственным дизайном. Такими сайтами, как правило, довольствуются небольшие фирмы, не стремящиеся заполучить интернет-аудиторию. Для них главное - отметиться перед конкурентами и поставить адрес своего сайта на рекламных плакатах. Но уже давно прошли те времена, когда всех завораживали магические слова «у нас в интернете есть свой сайт». Сегодня даже сайт-малыш должен быть стильным и отражать имидж компании. Его уже не сделаешь «на коленке» - нужна сложная работа дизайнера и верстальщика. «Хорошая визитка стоит уже не $500, а реальных клиентов с таким сайтом в сети не найдешь,- сказал „Бизнесу” руководитель отдела ИТ компании ЦЭТИС Илья Лисс.- Клиент платит за сайт прилично, но денег не заработает». И действительно, во всех опрошенных веб-студиях «Бизнесу» заявили, что компаний, заказывающих простые сайты-визитки, сегодня единицы. Правда, желающие «сэкономить на интернете» еще встречаются. Им стоит напомнить, что даже в самом простом случае базовая стоимость проекта вырастет в несколько раз, если клиент увеличит количество страниц, захочет «поучаствовать» в дизайне или дополнит заказ дорогостоящими роликами-флэшками или форумом.
Веб-дизайн, как и стоматология, живут по одним законам - все считается отдельно: дизайн, верстка, программирование и оптимизация. К тому же студии предпочитают избегать очень дешевых проектов и обычно стараются «раскрутить» клиентов на более дорогие решения. Например, предлагают более стильный и дорогой дизайн «круче, чем у конкурентов» или оптимизацию сайта под поисковые системы. Но это отдельный бизнес. Заказывать недешевую услугу стоит только тем, кто собирается прочно занять нишу в сети и отхватить часть клиентов у собратьев по бизнесу. Но это уже задача проектов посложнее, чем сайты-визитки.
Президенты в паутине
Стоимость сайта - вещь весьма условная. Как и везде, здесь существует своя мода и свои представления о престиже. В веб-среде тоже есть свои Версаче и Кензо, а разработка сайта в модной студии - это элемент имиджа и демонстрация состоятельности. Можно сделать сайт в неизвестной веб-студии за пару тысяч долларов. Или заказать похожий по уровню проект в студии Артемия Лебедева и заплатить «за брэнд» от $60 тыс. В сети существуют ресурсы, за разработку которых заказчики выложили кругленькую сумму. Так, летом 2002 года в Рунете открылся президентский сайт, за который студия Ayaxi получила в общей сложности $200 тыс. Хотя в интернет-среде уверенно говорят о том, что общественность узнала только о малой части затрат. А реальные расходы на сайт президента выше на порядок. Правда, проектов этого уровня единицы - такой бюджет на представительство во Всемирной Паутине могут позволить себе только госструктуры.
В среднем корпоративный портал стоит сегодня от $10–15 тыс. В эту цену, как правило, входят профессиональный дизайн, достаточно сложное программирование и система управления контентом. Крупные разработчики и системные интеграторы мелкими проектами, как правило, не занимаются. «У нас нет отдельной веб-студии, мы все сайты и порталы делаем в рамках крупных проектов по автоматизации предприятия в целом»,- говорит дизайнер компании «Крок» Дмитрий Обухов. Что касается средней цены проекта, то разработчики в один голос говорят, что она весьма относительна. Стоимость проекта зависит от многих факторов: выделенных средств, предполагаемой рентабельности, сложности программирования и, собственно, уровня студии-разработчика. «Е сть узкоспециализированные студии, которые только и живут созданием сайтов. Им выгодно много и дешево,- заявляет Дмитрий Обухов ИЗ „Крока”,- но большие „акулы” к ним не идут: непрестижно». Небольшая веб-студия за месяц спрограммирует сайт с интернет-магазином и системой управления примерно за $2–3 тыс. Подобный ресурс у более известного и крупного разработчика обойдется вдвое-втрое дороже. Но даже небольшой сайт будет стоить минимум $1 тыс., если клиент хочет на всех этапах управлять дизайнерами и программистами и на ходу менять суть проекта. Эксперты советуют заказывать сайт вместе с системой управления контентом ( Content Management System , CMS ). « Для компаний, присутствующих на рынке более трех лет, применение для создания сайта систем класса CMS уже просто необходимо»,- сказала «Бизнесу» аналитик компании Jason & Partners Евгения Кухаренко. На этапе разработки CMS заметно удорожает проект (стоимость CMS от $2 тыс.), но в будущем позволит снизить расходы на поддержание ресурса. Для обновления сайта через такую систему не нужен специалист со специальными навыками - знанием языка разметки HTML и основ программирования. У CMS обычно понятный интерфейс, с которым может справиться обычный пользователь.
Интернет-портал - это лишь верхушка айсберга
Студии-разработчику иногда везет. Например, когда крупная государственная организация устраивает тендер и выделяет деньги на автоматизацию всех своих процессов: телекоммуникацию, видеоконференцсвязь, call -центры и IP -телефонию. Как правило, в большом бюджете находится место и для сайта. В таких ситуациях на его создание могут выделить совершенно неадекватный бюджет - до нескольких десятков тысяч долларов, хотя реально проект стоит $2–3 тыс. Правда, сами разработчики в этом не признаются. По их словам, для крупного заказчика - банка, нефтяной компании или министерства - сайт не может стоить меньше $40 тыс. «Крупняк» часто соглашается на такие траты. Потому что эти деньги просто «не видны» в общем потоке затрат на ИТ. Не последнюю роль играет и вопрос престижа - неплохо похвастаться перед конкурентами круглой суммой, выложенной за «виртуал» и известным именем в копирайте.
У солидной компании или госструктуры сайт - это лишь часть информационной системы: интранет-порталов (внутренних порталов), баз данных, систем обработки информации и видеоконференций. Солидные ИТ-компании, как правило, разрабатывают именно такие комплексные решения. «Крупные клиенты, а это в основном банки, нефтяные корпорации, госструктуры и силовые ведомства заказывают всю инфраструктуру,- признается Дмитрий Обухов из „Крока”,- а уже потом в общий счет включается разработка сайта или интранет-портала». Например, разработанная компанией IBS информационная система правительственного портала содержит в себе электронные базы данных правительственных актов, каталог государственных сайтов, системы поиска информации, системы обработки обращений граждан и т. п. Стоимость таких решений, как правило, исчисляется сотнями тысяч долларов. «Только одна лицензия на портал обойдется в $100 тыс., - утверждает директор департамента интеграционных решений компании IBS Юрий Самойлов, - плюс стоимость отдельных серверов (порядка $50 тыс.)». По его словам, определенный объем работ выполняется множеством подрядчиков - а это тоже сотни тысяч долларов. К уже получившейся немаленькой сумме прибавьте стоимость контента и поддержку: «Затраты на такие порталы, как правило, не заканчиваются на этапе их запуска - чтобы портал работал, ему требуется постоянная техподдержка и контентное наполнение»,- говорит Юрий Самойлов. Так что средняя стоимость порталов для крупных компаний и госструктур зашкаливает за полмиллиона долларов.
Статья получена: Клерк.Ру