Сеть Wal-Mart, в течение десятилетий с огромной скоростью увеличивающая количество магазинов, решила притормозить. На этой неделе компания объявила, что в будущем году собирается сократить масштабы экспансии и капитальные затраты.
В Wal-Mart рассчитывают, что замедление роста в сочетании с мерами по сокращению расходов позволит снизить капитальные затраты в будущем году на 2—4%. |
Топ-менеджеры Wal-Mart дали понять, что средства, которые ранее предполагалось выделить на эти цели, могут быть потрачены на выкуп акций компании. После этого заявления руководства котировки акций компании подорожали на 5%.
В последние несколько лет торговые площади Wal-Mart стабильно увеличивались на 8% в год. Только в этом году компания открыла или еще откроет 615 новых магазинов, в том числе от 332 до 340 в США. Эта экспансия в сочетании с низкими ценами и помогла сети одного из величайших ритейлеров в мировой истории. Сейчас на Wal-Mart приходится 2% ВВП США. В последнем финансовом году выручка компании составила $312,4 млрд, прибыль — $11,23 млрд. Но в будущем году площади планируется увеличить всего на 7% в США и на 7,5% — за рубежом. В 2007 г. будет открыто 625—660 магазинов, включая 330 в США. Сейчас у Wal-Mart около 4000 магазинов на родине и более 2700 — за пределами Штатов.
В Wal-Mart рассчитывают, что замедление роста в сочетании с мерами по сокращению расходов позволит снизить капитальные затраты в будущем году на 2—4%, что станет резким поворотом по сравнению с 2006 г., по итогам которого затраты могут вырасти на 15—20% до $17,5 млрд. Расходы будут сокращаться, в частности, за счет уменьшения количества новых складов. Между тем отдел недвижимости компании в течение последних четырех месяцев проводил ревизию портфеля земельных участков и приостановит строительство на тех из них, которые могли бы вызвать отток покупателей из уже существующих магазинов. Кроме этого Wal-Mart сообщила, что изменение ассортимента позволит компании уменьшить площадь стандартных суперцентров с нынешних 18 000 кв. м до 16 400 кв. м.
Wal-Mart наконец-то порадовала аналитиков, давно считавших, что компании пора сосредоточиться не на расширении, а на увеличении прибыли. Аналитик Goldman Sachs Group Эдриан Шапира назвал эти планы "первым шагом". "Для меня очевидно, что Wal-Mart готова рассматривать свой бизнес в другом ракурсе", — уверен аналитик Deutsche Bank Билл Дреер. Изменение стратегии является признанием разнообразных проблем, преследовавших сеть в этом году. Цена акций компании колебалась на уровне $50 с начала 2005 г., продажи в США плавно снижались, в то время как у таких конкурентов, как Target, они заметно выросли. Вне Америки операции пришлось сокращать — были закрыты германское и южнокорейское подразделения. В октябре, как и в сентябре, рост продаж был ничтожным — 1,3%. По мере того как Wal-Mart становится тесно в традиционных для нее сельских районах и она приходит в города, растет сопротивление со стороны общественных деятелей и политиков, которые выступают против низких зарплат и других элементов стратегии сети, представляющих, по их мнению, угрозу для местных предпринимателей.
Объявляя об изменениях в стратегии, Wal-Mart делает оговорку, что многие из мер, в том числе перепланировка магазинов, приведение рабочего графика в соответствие с загруженностью магазинов, а ассортимента — со вкусами разных групп покупателей, начнут приносить результаты через пару лет. "Эта программа рассчитана на три года, — говорит гендиректор американского подразделения сети Эдуардо Кастро-Райт, — мы не планировали завершить ее в течение трех месяцев". (WSJ, 24.10.2006, Кирилл Корюкин)