Предприниматели устремились на европейский рынок безалкогольных напитков.
Упаковка «конопляного» чая C-ICE |
Европейцы готовы платить больше за продукты питания, обещающие им здоровье и долголетие. Поэтому мало кого удивляет появление на европейских прилавках оригинальных напитков, например чая с добавлением конопли.
Рецепт необычного напитка C-Ice разработала швейцарская компания Thurella в 2003 г. Напиток изготовлен из воды, сиропа конопли посевной, сахара, лимонного сока, экстракта черного чая и аскорбиновой кислоты.
В напитке нет веществ, обладающих наркотическим действием, в частности тетрагидроканнабинола.
Регулярное употребление C-Ice укрепляет иммунитет человека — в основном благодаря витаминам, минералам и аминокислотам, которыми богата конопля, утверждает Хариндер Коли, коммерческий директор британского отделения Thurella. Европейцы поверили обещаниям производителя. Только за прошлый год по всей Европе было продано около 2 млн упаковок C-Ice.
Европейский рынок растет за счет новых полезных для здоровья напитков. Только за прошлый год употребление безалкогольных напитков в Европе выросло на 3,9% и в прошлом году достигло показателя 499 млрд л, или 77 л на человека в год, утверждает международная консалтинговая компания Zenith International. Рост произошел в основном благодаря категориям, которые благотворно сказываются на здоровье. Это минеральная вода, соки, нектары и «функциональные напитки», к которым относят энерготоники (такие как Red Bull), спортивные напитки (например, Powerade) и даже напитки с пищевыми добавками, такие как Sirco, который, по утверждению его создателей, разжижает кровь.
И эта тенденция благоприятна для небольших инновационных компаний, говорит Джей Генри, профессор по вопросам питания в Университете Оксфорд-Брукс. «Революцию на рынке безалкогольных напитков произвели небольшие компании», — утверждает он.
Среди самых известных революционеров отрасли называют австрийскую компанию Red Bull. Она была создана в 1984 г. предпринимателем Дитрихом Матешицем. Он догадался разливать несколько видоизмененные энергетические напитки, популярные в Азии, в маленькие железные банки. Сейчас энергетический напиток Red Bull продается в 120 странах мира, а компания стала лидером отрасли.
Ситуация благоприятна для небольших компаний в том числе и потому, что европейские правительства не вмешиваются в ситуацию на рынке безалкогольных напитков. Например, разработчики конопляного чая практически не встречают препятствий со стороны европейских регулирующих органов. В Британии производитель C-Ice предоставил в министерство внутренних дел данные о том, что содержание сиропа конопли в напитке находится в пределах допустимого уровня. Никаких дополнительных разрешений не потребовалось.
Но недавние изменения в европейском медицинском законодательстве означают, что вскоре компании уже не смогут с прежней легкостью выходить на рынки. Профессор Генри уверен, что новые правила, одобренные Европарламентом, помогут отличить товары, созданные на основе научных разработок, от «шарлатанских снадобий».
Даже признанный революционер Red Bull сталкивается с трудностями. Компании так и не удалось получить разрешение на импорт во Францию и в Данию. Препятствием стало высокое содержание кофеина и других ингредиентов, таких как таурин и глюкуронолактон. А для того чтобы выйти на турецкий рынок, пришлось значительно снизить уровень кофеина в напитке.
Впрочем, ради выхода на региональные рынки производители готовы идти на уступки. Гарри Дрнек, управляющий директор Red Bull, заявил на Лондонской конференции безалкогольных напитков, что его работа — представить товар покупателю, а не рассуждать о его ингредиентах. «Мы не образовательное учреждение, — сказал он. — Если кто-то этого не понимает, то пусть не пьет Red Bull». (FT, 25.06.2006, Полина Михалева)