Логика подсказывает новичкам рынка решение: выпускать продукты с прямо противоположными характеристиками. Двум критериям — быстро и сытно — отвечает большинство продуктов фаст-фуда. Однако эти предприятия, как правило, не замечают клиентов, которых интересует еще и состояние здоровья. Идея альтернативного фаст-фуда оказалась проста: предложить вместо гамбургеров, сэндвичей и чипсов свежие овощи.
Сухофрукты дозревают до большого рынка, чтобы стать чипсами |
Так, собственно, и поступила стартовавшая в 2002 году во Флориде сеть ресторанов быстрого питания Healthy Bites Grill, которую обозреватели уже назвали «следующий McDonals’s».
Выступив в качестве альтернативы традиционному фаст-фуду, компания включила в меню вегетарианские блюда, овощи и витаминные коктейли. В целом рынок быстрой еды только в США оценивается более чем в $100 млрд, при этом 48% американцев заявляют, что потребляют органические продукты от случая к случаю. Сделать их постоянными потребителями — задача с достойным вознаграждением для того, кто сможет ее решить.
По данным информационного портала Freshplaza.com, в Европе до 10% овощей продаются очищенными и нарезанными. В США упакованные в небольшие пластиковые контейнеры, готовые к употреблению морковь, листья салата и другие овощи уже завоевали популярность, выступая отличной заменой снекам. В России поставлять в крупные торговые сети готовые к употреблению овощи попробовало в 2004 году петербургское ООО «Парма». Годом позже агрохолдинг «Белая дача» уже оборудовал супермаркеты «Перекресток» и «Седьмой континент» холодильниками для правильного хранения своей продукции.
Еще одну альтернативу традиционным снекам предложил американский агрохолдинг Seneca Foods, производящий соки, соусы и плодоовощные полуфабрикаты: в 1994 году он пополнил ассортимент яблочными чипсами. Сегодня сублимированные фрукты составляют около 30% рынка чипсов в США. В 2004 году Seneca Foods заявил о выходе на российский рынок. Однако после полугода тестовых продаж российский проект был закрыт.
Идея продукта, впрочем, понравилась российским производителям. В 2005 году было создано подмосковное ООО «Спас», специализирующееся на выпуске чипсов из яблок. Летом 2006 года такие же снеки появились в ассортименте компании «Натур продукт». А первой транснациональной корпорацией с серьезными видами на российский рынок стала китайская Hebei Dongfang Green Tree Food с маркой Green Tree. В России корпорацию представляет компания «Новая лагуна».
Как пояснил СФ один из основателей компании, главной проблемой при продвижении продукта станет ломка стереотипов: «С одной стороны, для русского человека чипсы — легкая закуска к пиву. С другой — не слишком полезное лакомство, от которого следует ограждать детей».
Возможно, задачу пропаганды нового продукта облегчит распоряжение, утвержденное 15 августа Минздравом РФ. Уже в этом учебном году из ассортиментов буфетов в детских учреждениях пропадут продукты с высоким содержанием соли. В их число входят и картофельные чипсы. Их место могут занять благонадежные пакетированные сухофрукты.
На Западе пропагандой здорового образа жизни занимаются и негосударственные организации. Такие, например, как Produce for Better Health (PBH) Foundation, которая в 1991 году запустила маркетинговый проект «5 дней». Его идея — популяризация плодоовощных диет. Пять дней недели соответствуют пяти цветам, цвета — группам сельхозпродуктов, подобранных по окраске кожицы. Капуста и огурцы, например, относятся к зеленой группе, чернослив и баклажаны — к сине-фиолетовой. Каждый день рацион приверженцев программы должен включать продукты всех групп в определенной пропорции. Агропромышленные и розничные предприятия охотно принимают участие в программе. Среди партнеров «5 дней» — один из крупнейших мировых переработчиков овощей Dole Food Company. В России методикой PBH воспользовалась компания «Перекресток», использовав ее для запуска в своих магазинах программы «Здоровое питание».