Опасные предприятия
В Москве существует 65 исторически сложившихся промышленных зон, занимающих около 40% городской территории.
Создавались промзоны не один год, а уничтожить их планируется за 2004-2020 годы. Отметим, что около 60% расположенных в промзонах предприятий не имеют к Москве непосредственного отношения – потребители их продукции и поставщики сырья находятся в других регионах. Очевидно также, что доставка сырья и отгрузка готовой продукции загружают грузовиками и без того переполненные магистрали столицы.
Поэтому еще в 1971 году была принята программа вывода и перепрофилирования некоторых предприятий города. Было решено вывести 356 объектов. Но прошло почти 30 лет, а дело едва сдвинулось с мертвой точки. В 1999 году правительство Москвы вновь взялось за решение этой проблемы. Распоряжением мэра был утвержден перечень из 94 предприятий и организаций, которые необходимо вывести в первую очередь. Двенадцать предприятий уже освободили свои площадки в центре столицы. "Москард АМО ЗИЛ", "Ортех", НИИТавтопром и ВНИИхолодмаш, попавшие в их число, перебазированы в другие районы города. А производственную деятельность Магистрального механосборочного завода, метизного завода "Пролетарский труд" и фабрики "Сладость" решено вообще прекратить.
По расчетам НИиПИ Генплана Москвы к 2005 году 16 промзон должны быть ликвидированы, а площади остальных сократятся до 13,5 тыс. га. Правда, если учесть темпы вывода предприятий, становится понятно, что выполнить этот план не удастся.
Руководитель департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев подчеркивает, что при определении судьбы предприятия надо учитывать: экологически опасные производства дают примерно шестую часть всех рабочих мест в городе. Поэтому, говорит господин Пантелеев, заводы надо не закрывать, а реконструировать – переводить на экологически безопасные технологии. Выходит, что ни у предприятий, ни у городских властей нет серьезного стимула к выводу заводов из центра города.
Разборчивые строители
Казалось бы, оживить ситуацию и помочь властям договориться с предприятиями, могли бы застройщики, которые уже давно жалуются на нехватку территорий под застройку и коррумпированность тендеров. Однако из ответов на вопрос, разосланный "Ъ-Домом" в 20 компаний-застройщиков, стало ясно, что они не горят желанием работать с этими зонами.
На первый взгляд условия, которые город предлагает инвестору, выглядят привлекательно: инвестор, участвующий в выводе производственных площадей и в восстановлении освобождаемой территории, получает в собственность 85% вновь создаваемых площадей (остальные 15% отойдут мэрии). Однако инвестор должен взять на себя еще и социальные обязательства: развивать инженерные сети, строить больницы и школы. Так что заниматься переселением оказывается невыгодно.
Но это еще не все. Дмитрий Попов, аналитик агентства недвижимости "Домострой", считает, что застройщик может столкнуться со сложной проблемой – при возведении домов на месте бывших промзон могут быть обнаружены зараженные радиоактивными веществами или нефтепродуктами грунты. В этом случае грунт придется менять. Это потребует дополнительных финансовых вложений, научных и организационно-технических мероприятий и времени, которых у средней компании-застройщика просто нет.
Отметим, что, за исключением промзон центрального округа, остальные расположены в малодоступных, экологически непривлекательных и не имеющих инфраструктуры районах. По мнению господина Попова, жилье, построенное в таких местах, дорого продать не удастся.
Майя Богданова Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU