Приезжие знают Москву прежде всего по гостиницам, в которых останавливаются. Среди российских отелей есть подлинные архитектурные шедевры, поражающие воображение не только качеством своего сервиса и удобством номеров, но и изысканным решением фасадов, окон, входных групп. «Собственник» составил свою «горячую десятку» самых красивых гостиниц Москвы.
Первое место в рейтинге заслуженно занимает одна из самых известных гостиниц Москвы – «Националь», памятник архитектуры и общепризнанная визитная карточка столичного центра. Решение о возведении этого отеля было принято в 1900 году.
По замыслу архитектора, для главных фасадов использовали самые разные декоративные элементы: природный камень, гладкую штукатурку, керамическую плитку, лепнину. Особым великолепием отличались парадные лестницы в вестибюле: марши сочетали в себе разные породы мрамора, лестничные пролеты освещались витражными окнами. До наших дней здание дошло практически в неизмененном виде, лишь майоликовое панно на фасаде было заменено в 1918 году. Прежнему сюжету предпочли индустриальный, и если приглядеться, то на панно сегодня можно увидеть дымящиеся трубы заводов.
Ближайшим соседом «Националя» после сноса «Интуриста» и «Москвы» стал «Метрополь». Нужно сказать, что у состоятельных гостей этот отель пользуется заслуженным успехом – сказываются удачное местоположение в центре города, в непосредственной близости от Большого театра и Красной площади. Однако главное очарование «Метрополя» – в его здании, построенном в стиле модерн по инициативе русского мецената Саввы Мамонтова. Кстати, изначально меценат собирался включить в комплекс не только гостиницу, ресторан под стеклянным куполом, зимний сад и магазины, но и шестиярусный оперный театр! Однако зрелищная функция нашла в итоге в «Метрополе» иное, более скромное выражение – в 1906 году здесь открыли первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн».
Гостиница «Савой» была построена в 1910–1912 годах по проекту архитектора Величкина. Неоклассицистическое пятиэтажное сооружение легко запоминается благодаря ярким деталям: накладным ордерным обрамлениям балконов, лепным маскам, факелам, трехчастным полукруглым окнам. Деловых туристов из разных стран в «Савое» особенно привлекают интерьеры в староанглийском стиле, с обилием красного дерева и преобладанием серо-голубых тонов. Кстати, здесь сохранился ресторан первого этажа – в стиле рококо с богатой лепниной и росписями.
Особую категорию столичной гостиничной недвижимости составляют отели, расположенные в знаменитых сталинских высотках. Это «Ленинградская» и «Украина». Несмотря на кажущееся сходство, каждое из этих зданий имеет свои яркие архитектурные особенности. Так, «Ленинградская» – самая маленькая (всего 17 этажей) из семи высоток Москвы. Здание этой гостиницы стилизовано в формах «нарышкинского» стиля, что особенно ярко проявилось в убранстве интерьеров. «Украина», наоборот, самая «видная» из высоток: во-первых, в ней 34 надземных и 3 подземных этажа, а во-вторых, архитектор Мордвинов разработал специальную систему пропорционирования фасада, чтобы подчеркнуть элегантность здания. Своим главным фасадом оно обращено к реке и центру города, а его ярусный силуэт замыкает перспективу Нового Арбата. Кстати, на момент своего открытия в 1957 году гостиница «Украина» была признана крупнейшей не только в СССР, но и на всем Европейском континенте. Отменный образец сталинского классицизма, гостиница всегда трепетно сохраняла все, что подчеркивало ее принадлежность к этому помпезному стилю. Так, в «Украине» нетронутыми сохранились интерьеры конца 1950-х годов: монументальные вазы-снопы, мраморные лестницы и балюстрады, массивные филенчатые двери из темного дерева, бронзовые люстры, наборный паркет и огромный живописный плафон в холле гостиницы «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине».
Еще одно гостиничное здание, выстроенное в стиле сталинского классицизма, занимает отель «Пекин». Формально оно не принадлежит к числу высоток, хотя многие москвичи и гости столицы искренне убеждены в обратном. Причиной тому грузная башня с часами, которая удачно вписалась в пространство чрезмерно большой Триумфальной площади и стала ее главным высотным акцентом. Еще одно украшение здания «Пекина» – эффектные многофигурные барельефы над входом. Здесь также сохранилась первоначальная отделка входного холла и некоторых залов, в том числе и ресторана в китайском стиле, выполненного по эскизам архитектора Дмитрия Чечулина и мастеров из Поднебесной.
Не секрет, что застройка эпохи 1980-х не отличалась особой выразительностью. Однако и это время оставило Москве несколько интересных гостиничных зданий. Например, гостиница «Октябрьская», сегодня более известная как «Президент-отель», построенная в 1982-1984 годах по проекту Бурдина и Тальковского. По своему колористическому решению (красная стена и белые детали) и лапидарности объемов это здание, конечно, апеллирует к неоштукатуренным кирпичным фабричным зданиям на Якиманской набережной. Визитная карточка здания – пластичные, «волнообразные» поверхности стен, которые органично завершаются высокими крышами цвета темной бронзы.
А к Олимпиаде 1980-го года в Москве по проекту французских архитекторов была построена гостиница «Космос». 25-этажное полукруглое здание из стекла и бетона поражает своей простотой и лаконизмом: внешне отель напоминает космический корабль, устремленный в бездну Вселенной. Пространственные и световые решения внутренних интерьеров гостиницы создают атмосферу «космической свободы», чистоты и покоя. Кстати, в «Космосе» нет межэтажных лестниц – перемещения с этажа на этаж возможны только с помощью лифтов.
В памятнике архитектуры XIX века расположился пятизвездочный отель «Балчуг-Кемпински». Роскошный исторический фасад, эффектная башня, расположение напротив Кремля и эксклюзивные интерьеры делают эту гостиницу одной из самых популярных среди состоятельных туристов. «Балчуг» также известен интересной метеорологической особенностью: синоптики установили, что это самое теплое место в Москве. Зимой температура воздуха здесь на несколько градусов превышает среднюю по столице.
Историческим фасадом может похвастаться и отель «Мариотт Тверская», расположенный на главной улице столицы, в двух зданиях, построенных в начале ХХ века. Реконструкция гостиницы, которая прошла в 2003-2005 годах, не уменьшила очарования этого памятника истории: здесь сохранились не только наружная отделка, но и панно, светильники и необычные перила в холле.
Ну, а самый новый отель столицы – это, конечно, «Ritz-Carlton Москва», построенный на месте «Интуриста». Архитектурное решение здания отличается спокойствием – перед нами классический вариант с полуколоннами, аркадами, пилястрами и цилиндрическим стеклянным козырьком-канапе над входом в отель. Первый и второй этажи гостиницы облицованы дорогими сортами гранита «Кашмир Уйат» и «Палладио», причем последний привезли в Россию из Бразилии.
Номера нового «Карлтона» оформлены в стиле классицизма имперской России: здесь и особое постельное белье со знаком Ritz-Carlton, и пуховые перины, и изящные мраморные ванные комнаты. Для этого по всему миру было собрано более 1800 предметов антиквариата. Кроме того, в «Ritz-Carlton Москва» реализована концепция «отель в отеле»: последние два этажа нового здания на Тверской занимает Ritz-Carlton Club, в котором расположена представительская гостиная Club Lounge с потрясающим видом на город. Еще одна эксклюзивная «фишка» нового отеля – бальный зал площадью 650 кв. м с 6-метровыми потолками, украшенными огромными люстрами Сваровски.
Кстати, в самое ближайшее время список красивейших и интереснейших отелей столицы пополнится еще одним названием, которое, впрочем, у всех на слуху уже сейчас – гостиница «Москва» вот-вот будет сдана в эксплуатацию. Впрочем, вернет ли она себе былую любовь москвичей и гостей стоилицы, покажет только время.
Ася Ильина Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU