Татьяна Портнова: "Законопроект о парковках противоречит Гражданскому кодексу..."
Недавно Московской городской Думой во втором чтении был принят проект Закона "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы". Предполагается, что закон вступит в силу в 2007 году. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили депутата Мосгордумы, заместителя председателя комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяну Портнову.
- Насколько реально то, что этот закон будет принят?
- От принятия законопроекта во втором чтении до принятия закона - "дистанция огромного размера", особенно в данном конкретном случае.
История вопроса такова: закон был предложен Департаментом транспорта и уже на уровне концепции, при первом чтении вызвал очень резкие замечания у депутатов. В итоге, в первом чтении он был принят, но были сделаны принципиальные замечания (их было очень много), которые законодатели пообещали учесть. Учтено было только одно, и отнюдь не самое существенное. В том виде, в котором проект закона существует на настоящий момент, принимать его, по моему мнению, абсолютно нереально, ибо он противоречит и Гражданскому кодексу и Правилам дорожного движения.
- Тем не менее, московские дворы забиты машинами, и многие жители справедливо на это жалуются. Не говоря о том, что машины сплошь и рядом паркуют на клумбах, газонах и на детских площадках, они еще и перекрывают проезд той же "скорой", милиции, пожарникам и прочим службам. Как с этим бороться?
- Давайте сразу же отделим водителей благонамеренных, паркующихся в специально отведенных для этого местах, никому не мешающих и ничего не нарушающих, от тех, кто заезжает на клумбы и перекрывает всем проезд. Первый оставляет машину во дворе отнюдь не от хорошей жизни. Он с удовольствием хранил бы свой автомобиль на охраняемой стоянке недалеко от дома или в гараже. Но такой гараж стоит две-три, а то и шесть тысяч долларов - грубо говоря, вторые "Жигули" нашего "среднего автовладельца". Поэтому и ставит он машину у себя под окнами, по ночам вскакивает на каждый вой сигнализации и по утрам, спускаясь к машине, волнуется, не взломали ли ее и сможет ли вырулить между зажавшими его машинами. Так что, мое мнение однозначно: сначала нужно дать такому автовладельцу возможность ставить машину на законную стоянку за хоть сколько-нибудь разумную цену, и только потом уже "наводить среди него порядок".
Что же касается второй категории людей, которые злостно игнорируют интересы окружающих, то по отношению к ней законы должны быть очень жесткие. Если человек въезжает на клумбу или детскую площадку - он наносит вред чужому имуществу. Но на этот счет законы у нас уже есть, и их очень много. Дело только за их систематическим и неуклонным исполнением. А вот этого - как раз нет. Да и штрафы за эти нарушения - минимальные, как правило, даже меньшие, чем стоимость часа парковки на нынешних платных стоянках. Мое мнение - здесь закон надо ужесточить, и размеры санкций поднять в разы.
- Недавно прошла волна возмущения автомобилистов нашими эвакуаторами. Похоже, что они боролись не за соблюдения закона, а проводили некую акцию устрашения...
- Но и среди "эвакуируемых" частенько встречаются случаи вполне одиозные. В той же Европе, например, если автомобиль загораживает выезд из частного владения, то эвакуаторы приедут в пять минут, ибо владелец автомобиля нарушает права других граждан, что по западным обычаям недопустимо. У нас же это неуважение к правам сограждан почему-то считается возможным и допустимым. В то же время, деятельность эвакуаторов должна быть четко регламентирована: удаляться с дороги должны машины, которые реально мешают движению или нарушают чьи-то имущественные права. Эта должна быть не компания по демонстрации силы, а отработанная система с четкими правилами.
- Как вы относитесь к тому, что некоторыми городскими стоянками (особенно это относится к стоянкам при вокзалах и аэропортах) руководит не управа в лице соответствующего ГУПа, а некие невнятные компании, устанавливающее на свои услуги произвольные и бесконтрольные цены?
- Резко отрицательно. Этим должны заниматься городские службы, и только они. Должны быть твердые расценки, автоматы повременной оплаты или официальные квитанции на бланках строгой отчетности. Доход от этих стоянок должен поступать в городской бюджет. Впрочем, нацеливать такие стоянки на получение сверхприбылей - на мой взгляд, неправильно, поскольку основное их назначение - решение инфраструктурных проблем города.
- Каковы Ваши прогнозы относительно реального обеспечения доступными стоянками и гаражами?
- Разработаны соответствующие программы, и они выполняются, но, к сожалению, медленно. Здесь нужно использовать все возможные ресурсы города. Кроме того, взгляд на престижность езды на машине постепенно меняется: многие уже не видят ничего престижного в бесконечном стоянии в пробках, после которого еще надо решать проблему с парковкой. Метро и вообще общественный транспорт - это не средство передвижения для бедных, а возможность быстро и предсказуемо добраться в нужную точку.
- За границей в торговых центрах бесплатные стоянки - это средство привлечения клиентов. У нас часто наоборот: в торговом центре стоянка платная, а в соседнем переулке можно припарковаться бесплатно.
- Здесь дело в том, что таких стоянок мало. Эту проблему надо решать в комплексе. В условия инвестиционного контракта на строительство крупного торгового комплекса или бизнес-центра должны быть включены стоянки для посетителей соответствующей вместимости. Ясно, что из-за сверхдороговизны московской земли такие стоянки могут быть только подземными. Конечно, расположить стоянку под землей не везде возможно по причинам строительного характера (уже проложенные коммуникации, геология площадки, и т.д.), но где возможно - это должно быть сделано. Есть еще один резерв: в Москве существуют тихие тупиковые улицы, на которых вполне можно парковаться на ночь, при этом по такой улице всю ночь может ходить охранник и следить за порядком. Это плюс и для жителей окрестных домов. Такой эксперимент был проведен в Отрадном, и проведен успешно. Есть и иные возможности. Их нужно использовать, грамотно и гибко.
- Последний вопрос, касающийся опять-таки нового закона. Существует мнение, что он во многом лоббируется представителями коммерческих структур, столкнувшихся с проблемами продажи маши-номест в своих сверхдорогих многоэтажных гаражах.
- Точного ответа на этот вопрос я дать не могу, так как закон инициировался не Мосгордумой, но то, что этот закон чрезвычайно выгоден упомянутым вами компаниям и при этом абсолютно не учитывает интересы рядовых автовладельцев - это несомненно.
М.Оськин Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU