Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Из прошлого - в настоящее

 

Из прошлого - в настоящее

 

 

Окрестности Санкт-Петербурга издавна привлекали отдыхающих: массовая дачная застройка в некоторых районах нынешней Ленобласти началась еще в позапрошлом веке. Район Царского Села и Павловска осваивался одним из первых, что объяснялось естественными причинами: туда проложили железную дорогу, вокруг летних императорских дворцов была развита инфраструктура и т. п. О дачной истории этого привлекательного и живописного места и пойдет речь в этой статье.

Выехав из душного летнего Петербурга, пассажир Царскосельской железной дороги примерно верст двадцать наблюдал малопривлекательную и пустынную местность, покрытую болотами и пустырями; только вблизи Царского Села пейзажи становились разнообразнее, за окнами вагонов возникали уютные зеленые рощи и появлялись многочисленные селения и дачные постройки.

загрузка...

 

 

В основном эти дачи располагались по берегам рек Славянки и Ижоры, а также вдоль трактов, ведущих к столице. В летнее время в Царское Село, Павловск, Тярлево, Софию, Глазово и другие населенные пункты этого района переселялись петербуржцы, имевшие возможность снять дачу или купить собственную.

Одной из естественных причин такой популярности было расположение Царского Села на возвышенности, где по сравнению со многими другими столичными окрестностями было меньше болот и вредных испарений. К тому же здесь проводилось осушение, дренажные работы, в итоге чего климат отличался в лучшую сторону: как писали тогдашние газеты, отсутствовали «малярийные влияния». Более проблематичной в данном отношении была местность вокруг Павловска, но там тоже активно осушали почву и уничтожали болота.

Однако не только хороший воздух привлекал сюда любителей загородного отдыха, имелись и другие мотивы, в частности удобная транспортная магистраль, соединявшая столичный центр с дачной местностью. Сейчас, конечно, владелец новой иномарки может «долететь» до Павловска за двадцать минут, а лет двести пятьдесят назад добираться гужевым транспортом за много верст от города было весьма утомительно. А вот газетная выдержка об «инфраструктуре»: «В этом месте сосредоточено столько удобств всякого рода, ценных для горожанина, но не превращающих Павловск в дачную местность, имеющую облик города, что эти условия должны не мало наклонять весы в пользу Павловска, по сравнению с другими дачными местами около Петербурга». Здесь предлагали свои услуги извозчики, крестьяне готовы были по сходной цене продать продукты питания, приглашали посетителей ресторации и другие места отдыха.

Много народу собирал знаменитый Павловский вокзал, где постоянно играли оркестры с известными капельмейстерами, например, здесь дирижировал сам Иоганн Штраус. Еще одна цитата: «Этим оркестром, не в пример прочим местам Европы, публика пользуется бесплатно, а как важно последнее обстоятельство - показывает хотя бы пример «Озерков». Какая бы скромная плата ни была назначена за вход на концерт, хотя бы 30 копеек, как это делается в «Озерках» по абонементным билетам, публика не расположена платить, в особенности, когда приходится брать несколько билетов для целой семьи». Иными словами, наши предки любили послушать музыку на лоне природы, но предпочитали делать это, выражаясь нынешним языком, на халяву.

Нравы того времени, надо заметить, были и похожи, и не похожи на теперешние. Вот, к примеру, приезжает в Павловск или Царское Село неопытный дачник, который еще ни разу не жил в этих местах. К кому обратиться? Какую дачу снять? Стоящие у вокзала извозчики с готовностью советуют: «Снимай, какая понравится! А если хочешь посмотреть и сравнить, садись в повозку, и поехали!» Оплата при этом - «на часы», то есть деньги берут за время. Извозчик везет к одной даче, к другой и третьей, но ни одна клиенту не нравится. Его везут к четвертой и десятой, но строения какие-то неказистые, зелень вокруг - убогая, а «счетчик» тем временем «накручивает» приличную сумму. Но терпению дачника приходит конец, он снимает сравнительно сносную дачу, которую ему подсовывает доброхот-извозчик, не зная при этом, что катали его специально, чтобы «заморить». И что извозчик имеет навар не только от ездока, но и от хозяина дачи, по сговору с которым привез клиента.

В общем, капитализм и тогда вовсю демонстрировал свой «звериный оскал». Дачевладельцы нередко в погоне за длинным рублем вдруг начинали коллективно взвинчивать цены на летнее жилье. И хорошо бы, если при этом качество и количество услуг возрастали, так нет же! Для примера - фрагмент очерка журналиста В. Симанского под названием «Куда ехать на дачу?» (1892 год): «В упадке интереса дачников к найму домов виновны и сами владельцы дач, которые безрассудно увеличивали цены за наем помещений до невероятных размеров, при этом нисколько не заботясь об удобствах нанимателей. Нам кажется, что было бы гораздо лучше, если бы здешние домовладельцы позаботились приспособить свои дома не для одного только летнего жилья, но и для зимнего. Так как в летнее время петербуржцы могут жить и в других окрестностях столицы с не меньшими удобствами и даже гораздо дешевле, чем в Павловске или в Царском Селе». Жадность, таким образом, предстает нашей родовой чертой, а ситуация до боли напоминает нынешнее регулярное повышение квартплаты в городе без малейшего улучшения обслуживания.

Как и на любом загородном рынке, здесь были свои взлеты и падения как предложения, так и спроса. Иногда причиной (см. выше) становилось элементарное желание получить более высокую прибыль без дополнительных вложений. Но порой никакой сговор дачевладельцев не мог переломить сопротивления петербуржцев, которые в знак протеста уезжали отдыхать куда-нибудь в Шувалово-Озерки или в Сестрорецк, заставляя сбавлять цены. Были и иные резоны, чем-то напоминающие современную жизнь.

К примеру, в конце девятнадцатого века интерес к дачной местности вокруг Царского Села и Павловска пропал. Дачи стояли никому не нужными целый сезон, хотя цены на них упали с 500-700 рублей - до 150-200; ремонт дач приостановили, а предложений купить дом за четверть стоимости было сколько угодно. Один из тогдашних «аналитиков рынка» писал, что городская часть Павловска, а также прилегающие участки по-прежнему содержатся замечательно чисто: кругом масса зелени, доступный для всех парк, богатый растительностью, прудами и бесплатным(!) катанием на лодках; наконец, прекрасная музыка, читальня в вокзале, детская гимнастика, ежечасное сообщение с городом, телеграф и телефон. Словом, Павловск дает то, чего никакая другая окрестность Петербурга не может дать. А тогда - чем вызвано такое охлаждение петербуржцев к дачному отдыху?

Одной из причин падения спроса на дачи послужило повышение железнодорожного тарифа. «Как хотите, а платить за 25-верстное расстояние, да еще в третьем классе, 60 копеек - весьма обременительно для имеющих ежедневные сношения с городом». Не правда ли, чем-то напоминает современную ситуацию, когда периодическое повышение стоимости проезда в электропоездах и угрозы властей отменить льготы пенсионерам создавали определенные изменения в интенсивности пассажиропотоков? Как пишет журналист далее, небезосновательна и боязнь дачников в отношении краж и других несчастий, так как недостаток полицейских чинов в количественном отношении очень заметен. И если в светлое время суток бдительность надзора кое-как восполняется дворниками дач и прислугой, то «в темные вечера - все поручается воле Божьей». Неудобство для жителей Петербурга, привыкших к некоторому комфорту, представляло и плохое освещение отдельных участков Павловска и Царского Села.

Кое-какие «недостатки» не ликвидированы и по сей день.

О том, как обстояли дела в других дачных окрестностях столицы Российской империи, наш журнал расскажет в следующих номерах.


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Из прошлого - в настоящее":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chevrolet Blazer: Настоящий Blazer

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Blazer Не любит серьезного бездорожья, но грязи не боится. В Советском Союзе красивым словом «блейзер» называли этакий модный пиджачок.

» Американскии автомобили - 4351 - читать


Jeep Commander: Настоящий полковник

В тесте участвуют автомобили: Jeep Commander Мне он всегда нравился. Угловатый, вызывающе простой, но вместе с тем самоуверенный, даже нахрапистый… На капоте так и хотелось поставить штамп:

» Американскии автомобили - 2369 - читать


Jeep Cherokee: Сага о настоящем индейце

В тесте участвуют автомобили: Jeep Cherokee "Jeep Cherokee" (для Северной Америки " Jeep Liberty") дебютировал на Детройтском автосалоне 2001 года. Его предшественник с минимальными изменениями продержался на конвейере 18 (!) лет.

» Американскии автомобили - 2492 - читать


Toyota TRD Celica GTS 2000 - автомобиль для настоящего энтузиаста

Toyota TRD Celica GTS 2000 - автомобиль для настоящего энтузиаста Первая делом, которое новый владелец Celica GTS должен сделать после покупки, лично удалить карту предупреждения во внутренней части автомобиля. Эта карта сообщает владельцу относительно максимальных допустимых скоростей для каждого положения коробки передач. Для любителей спортивных автомобилей это напоминание не более, чем предупреждение.

» Японские автомобили - 4131 - читать


Дизайн туалета - прошлое и настоящее

Вот уже в третий раз прогрессивная мировая общественность отметит 19 ноября необычный, ставший ежегодным, праздник – международный день туалета. Действительно, пора поговорить о туалете напрямик. Так получается, что производители сантехники, делая упор на ванны, раковины и душевые кабины, вскользь упоминают об унитазах.

» Разное - 10306 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Из прошлого - в настоящее

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru