Выехав из душного летнего Петербурга, пассажир Царскосельской железной дороги примерно верст двадцать наблюдал малопривлекательную и пустынную местность, покрытую болотами и пустырями; только вблизи Царского Села пейзажи становились разнообразнее, за окнами вагонов возникали уютные зеленые рощи и появлялись многочисленные селения и дачные постройки.
В основном эти дачи располагались по берегам рек Славянки и Ижоры, а также вдоль трактов, ведущих к столице. В летнее время в Царское Село, Павловск, Тярлево, Софию, Глазово и другие населенные пункты этого района переселялись петербуржцы, имевшие возможность снять дачу или купить собственную.
Одной из естественных причин такой популярности было расположение Царского Села на возвышенности, где по сравнению со многими другими столичными окрестностями было меньше болот и вредных испарений. К тому же здесь проводилось осушение, дренажные работы, в итоге чего климат отличался в лучшую сторону: как писали тогдашние газеты, отсутствовали «малярийные влияния». Более проблематичной в данном отношении была местность вокруг Павловска, но там тоже активно осушали почву и уничтожали болота.
Однако не только хороший воздух привлекал сюда любителей загородного отдыха, имелись и другие мотивы, в частности удобная транспортная магистраль, соединявшая столичный центр с дачной местностью. Сейчас, конечно, владелец новой иномарки может «долететь» до Павловска за двадцать минут, а лет двести пятьдесят назад добираться гужевым транспортом за много верст от города было весьма утомительно. А вот газетная выдержка об «инфраструктуре»: «В этом месте сосредоточено столько удобств всякого рода, ценных для горожанина, но не превращающих Павловск в дачную местность, имеющую облик города, что эти условия должны не мало наклонять весы в пользу Павловска, по сравнению с другими дачными местами около Петербурга». Здесь предлагали свои услуги извозчики, крестьяне готовы были по сходной цене продать продукты питания, приглашали посетителей ресторации и другие места отдыха.
Много народу собирал знаменитый Павловский вокзал, где постоянно играли оркестры с известными капельмейстерами, например, здесь дирижировал сам Иоганн Штраус. Еще одна цитата: «Этим оркестром, не в пример прочим местам Европы, публика пользуется бесплатно, а как важно последнее обстоятельство - показывает хотя бы пример «Озерков». Какая бы скромная плата ни была назначена за вход на концерт, хотя бы 30 копеек, как это делается в «Озерках» по абонементным билетам, публика не расположена платить, в особенности, когда приходится брать несколько билетов для целой семьи». Иными словами, наши предки любили послушать музыку на лоне природы, но предпочитали делать это, выражаясь нынешним языком, на халяву.
Нравы того времени, надо заметить, были и похожи, и не похожи на теперешние. Вот, к примеру, приезжает в Павловск или Царское Село неопытный дачник, который еще ни разу не жил в этих местах. К кому обратиться? Какую дачу снять? Стоящие у вокзала извозчики с готовностью советуют: «Снимай, какая понравится! А если хочешь посмотреть и сравнить, садись в повозку, и поехали!» Оплата при этом - «на часы», то есть деньги берут за время. Извозчик везет к одной даче, к другой и третьей, но ни одна клиенту не нравится. Его везут к четвертой и десятой, но строения какие-то неказистые, зелень вокруг - убогая, а «счетчик» тем временем «накручивает» приличную сумму. Но терпению дачника приходит конец, он снимает сравнительно сносную дачу, которую ему подсовывает доброхот-извозчик, не зная при этом, что катали его специально, чтобы «заморить». И что извозчик имеет навар не только от ездока, но и от хозяина дачи, по сговору с которым привез клиента.
В общем, капитализм и тогда вовсю демонстрировал свой «звериный оскал». Дачевладельцы нередко в погоне за длинным рублем вдруг начинали коллективно взвинчивать цены на летнее жилье. И хорошо бы, если при этом качество и количество услуг возрастали, так нет же! Для примера - фрагмент очерка журналиста В. Симанского под названием «Куда ехать на дачу?» (1892 год): «В упадке интереса дачников к найму домов виновны и сами владельцы дач, которые безрассудно увеличивали цены за наем помещений до невероятных размеров, при этом нисколько не заботясь об удобствах нанимателей. Нам кажется, что было бы гораздо лучше, если бы здешние домовладельцы позаботились приспособить свои дома не для одного только летнего жилья, но и для зимнего. Так как в летнее время петербуржцы могут жить и в других окрестностях столицы с не меньшими удобствами и даже гораздо дешевле, чем в Павловске или в Царском Селе». Жадность, таким образом, предстает нашей родовой чертой, а ситуация до боли напоминает нынешнее регулярное повышение квартплаты в городе без малейшего улучшения обслуживания.
Как и на любом загородном рынке, здесь были свои взлеты и падения как предложения, так и спроса. Иногда причиной (см. выше) становилось элементарное желание получить более высокую прибыль без дополнительных вложений. Но порой никакой сговор дачевладельцев не мог переломить сопротивления петербуржцев, которые в знак протеста уезжали отдыхать куда-нибудь в Шувалово-Озерки или в Сестрорецк, заставляя сбавлять цены. Были и иные резоны, чем-то напоминающие современную жизнь.
К примеру, в конце девятнадцатого века интерес к дачной местности вокруг Царского Села и Павловска пропал. Дачи стояли никому не нужными целый сезон, хотя цены на них упали с 500-700 рублей - до 150-200; ремонт дач приостановили, а предложений купить дом за четверть стоимости было сколько угодно. Один из тогдашних «аналитиков рынка» писал, что городская часть Павловска, а также прилегающие участки по-прежнему содержатся замечательно чисто: кругом масса зелени, доступный для всех парк, богатый растительностью, прудами и бесплатным(!) катанием на лодках; наконец, прекрасная музыка, читальня в вокзале, детская гимнастика, ежечасное сообщение с городом, телеграф и телефон. Словом, Павловск дает то, чего никакая другая окрестность Петербурга не может дать. А тогда - чем вызвано такое охлаждение петербуржцев к дачному отдыху?
Одной из причин падения спроса на дачи послужило повышение железнодорожного тарифа. «Как хотите, а платить за 25-верстное расстояние, да еще в третьем классе, 60 копеек - весьма обременительно для имеющих ежедневные сношения с городом». Не правда ли, чем-то напоминает современную ситуацию, когда периодическое повышение стоимости проезда в электропоездах и угрозы властей отменить льготы пенсионерам создавали определенные изменения в интенсивности пассажиропотоков? Как пишет журналист далее, небезосновательна и боязнь дачников в отношении краж и других несчастий, так как недостаток полицейских чинов в количественном отношении очень заметен. И если в светлое время суток бдительность надзора кое-как восполняется дворниками дач и прислугой, то «в темные вечера - все поручается воле Божьей». Неудобство для жителей Петербурга, привыкших к некоторому комфорту, представляло и плохое освещение отдельных участков Павловска и Царского Села.
Кое-какие «недостатки» не ликвидированы и по сей день.
О том, как обстояли дела в других дачных окрестностях столицы Российской империи, наш журнал расскажет в следующих номерах.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru