В своей стратегии X5 исходит из того, что гипермаркеты и дискаунтеры в ближайшие пять лет будут расти быстрее остальных сегментов — на 39% и 33% в год соответственно. К 2011 г. оборот всех российских дискаунтеров увеличится с нынешних $15 млрд до $63 млрд, а гипермаркетов — с $9 до $46 млрд. Дискаунтеров-“Пятерочек” у X5 уже 451, а гипермаркетов до сих пор всего 12 — под брендом “Перекресток”. Теперь X5 обещает активно заняться развитием этого привлекательного формата.
В ближайшие 5-7 лет компания планирует присоединить около 25 гипермаркетов в результате поглощения сети “Карусель” и открыть больше 70 новых, говорится в стратегии. Гипермаркеты будут иметь торговую площадь 5000, 7000 и 10 000 кв. м и ассортимент в 40 000-60 000 наименований. Под строительство новых магазинов, сообщает X5, уже получено больше 20 участков, еще 60 находятся в процессе оформления.
Гипермаркеты, вероятнее всего, будут работать под брендом Frank, рассказал “Ведомостям” главный исполнительный директор Х5 Лев Хасис. Этот бренд, говорит он, придумал основатель “Пятерочки” Андрей Рогачев еще до объединения компаний. “Проект Frank будет оперировать в сегменте низких цен, это гипермаркет французского стиля”, — говорит Хасис. Первый Frank он обещает открыть уже в этом году. А в массовом порядке новые магазины станут появляться с 2009 г.
Уже существующие гипермаркеты “Перекресток” переназывать не станут и отдельные гипермаркеты под этой маркой будут открываться и дальше. А вот сеть “Карусель”, если X5 исполнит опцион на ее покупку у основателей “Пятерочки”, получит бренд Frank. Реализовать опцион компания может с 1 января до 1 июля 2008 г. Окончательное решение, покупать ли “Карусель”, X5 будет принимать “на основании оценки компании в момент исполнения опциона”, обещал Хасис ранее. Сколько именно “Каруселей” будет открыто к тому времени неизвестно, говорит Хасис: в стратегии указано, что 25, но их может оказаться и больше. В феврале Рогачев обещал, что у “Карусели” к 2008 г. будет 50 гипермаркетов, и оценивал сеть не дешевле $2 млрд.
X5 рассчитывает, что гипермаркеты помогут удерживать высокие темпы роста и увеличивать долю рынка. Но к 2009 г. выйти в этот сегмент обещают все основные конкуренты X5, кроме “Копейки”. С этого формата в Ростове-на-Дону и Краснодаре, скорее всего, начнет российский бизнес Carrefour: компания уже заключила договоры на аренду 10 000 и 15 000 кв. м в местных торговых центрах. “Магнит” строит 14 гипермаркетов и 10 из них собирается открыть уже в этом году, говорит директор компании по маркетингу Хачатур Помбухчан. “Лента” в 2008 г. обещает довести число гипермаркетов до 30 (сейчас у нее 14).
У этого сегмента самый высокий потенциал роста: на развивающихся рынках всего 28% магазинов современных форматов — гипермаркеты, а в развитых — 48%, замечает Антон Порядин из AT Kearney. Но и конкуренция тут будет высокая, к тому же подходящих площадок не так много. Для строительства гипермаркета требуется участок от 0,45 до 1,5 га, говорит замдиректора департамента торговой недвижимости Penny Lane Consulting Анна Коваль. По ее словам, число свободных площадок в московском регионе стремительно сокращается и за каждую девелоперы ведут серьезную борьбу.
Анфиса Воронина, Мария Плис Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU