За пределами МКАД впервые появится крупный торгово-развлекательный центр.
Москва считается самым преуспевающим городом страны – здесь сосредоточены «мозги», финансы и весь «административный ресурс» страны. Достаточно упомянуть, что доля столичной розничной торговли составляет почти 25% от общероссийского оборота. По данным агентства Colliers International, оборот предприятий потребительского рынка Москвы в 2003 г. составил 1,2 трлн руб., а оборот розничной торговли - 1,179 трлн руб., что на 13,9% выше показателей предыдущего года.
Несмотря на такие гигантские показатели, резерв роста рынка еще есть.
В 2002 г. в Москве появились 18 крупных торговых комплексов, в 2003 г. было построено еще 11 подобных центров. В 2004 г. планируется открыть более 15 гипермаркетов и моллов. Благоприятная экономическая конъюнктура и политическая стабильность в России позволили западным инвесторам куда с большим интересом взглянуть на наш рынок. Немецкие и французские компании уже принялись осваивать столичную розницу. Первыми стали Auchan и Marktkauf. Главным показателем для иностранных инвесторов является уровень доходов населения, который в Москве медленно но верно увеличивается. К тому же, по мнению специалистов, Москва без всяких проблем способна освоить еще, по меньшей мере, 50 крупных торговых центров.
Кроме того, по оценкам агентства Jones Lang La Salle, почти 80% своих доходов москвичи оставляют в магазинах, в то время как для жителей Варшавы этот показатель составляет только 60%, а для лондонцев - 25%. Основные статьи расхода в западных странах - это затраты на образование, недвижимость, обязательные страховые услуги, медицину. В России же главными остаются затраты на продукты питания и товары повседневного спроса, которые и составляют основной ассортимент стандартного торгового центра.
Впрочем, на наших глазах появляется новая тенденция развития розничной торговли. Приверженцем этой моды стал инвестиционный холдинг «Ковчег», строящий в Митино торгово-развлекательный центр «Ладья». Этот комплекс разбит на три логические части. В бытовой секции расположатся ремонт одежды и обуви, химчистки, прачечные, салоны красоты, пункты обмена валют. Торговая площадка «Ладьи» будет отдана под супермаркет, магазины бытовой техники, вещевые бутики. Порадует торговый центр и развлекательным блоком - детский городок, многозальный кинотеатр, самая большая горка в Москве для скалолазания, большой ресторанный дворик, где в уютных ресторанчиках и кафе можно отметить приятную покупку.
Но главной изюминкой «Ладьи» все же является ее местоположение. До сих пор российские и западные инвесторы создавали свои моллы либо в центре города, либо на МКАД, так что путь до этих центров порой превращается в отнимающее последние силы испытание. В спальные районы, да еще отсеченные от Москвы московской кольцевой автодорогой, взор инвесторов направлен впервые.
По мнению специалистов из агентства Penny Lane Realty, в ближайшие годы торговая нагрузка переместится из центра города на окраины. Торговым предприятиям организовывать бизнес в перегруженном центре объективно становится все труднее – виноваты и автомобильные пробки, и активное развитие торговли на городских окраинах. По данным исследований компании MAGRAM Market Research, покупателей в торгово-развлекательных центрах привлекает, прежде всего, большой выбор и удобство расположения - эти два фактора играют решающую роль для 90% опрошенных. «Ладья» лишена недостатка, присущего моллам, построенным на МКАД. В первую очередь, она дает возможность предпринимателям продавать свой товар покупателю. 250 тыс. митинцев, запертых в своем районе автомобильными пробками, представляют собой соблазнительный рынок для потенциальных арендаторов торговых площадей «Ладьи».
Как показывают исследования, прежний интерес покупателей к оптовым и стихийным рынкам постепенно проходит. Потребителям нравится приобретать продукты и промышленные товары в удобных современных торговых комплексах. А уж если одновременно с шопингом можно еще и развлечься, а также утолить аппетит, то ставки такого центра резко повышаются.
По мнению экспертов, любой развлекательный компонент торгового центра служит для покупателей неким привлекающим фактором. Например, многозальный кинотеатр - самый распространенный объект досуга для посетителей. Помимо мультиплекса, «Ладья» собирается приятно удивить митинцев детским городком и горкой для скалолазания. По данным Британского совета торговых центров, более 38% торговых центров в Европе могут похвастаться досугово-развлекательной частью. А «Ладья» даже будет чем-то напоминать построенный под Мадридом крупнейший в Европе комплекс Madrid Xanadu с крытым горнолыжным склоном.
«Ладья» должна стать митинским «центром притяжения». В этот торгово-развлекательный центр посетители будут приходить семьями, с друзьями - просто для того, чтобы пообедать, сходить в кино, а заодно купить продукты. Визиты в подобные центры обычно затягиваются надолго. По данным исследовательской компании Magram Market Research, до 90% посетителей торговых центров что-нибудь обязательно в итоге покупают.
У «Ладьи», в которой начинаются отделочные работы, уже появились два «якорных арендатора» - кинотеатр «Люксор» и крупный супермаркет. Этот торгово-развлекательный центр в ближайшие годы может стать монополистом в индустрии торговли и развлечений в московском районе Митино. Так что интерес к «Ладье» со стороны митинцев обеспечен. Кроме того, для удобства будущих арендаторов разработана специальная система размещения торговых точек, развлекательного блока и ресторанного дворика. Так что внимание покупателей будет обращено на всех, кто решит работать в «Ладье».
Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU