Во вторник правительство Москвы фактически объявило о прекращении продаж гостиниц, находящихся в собственности города. Со следующего года всеми муниципальными отелями будет управлять компания, созданная мэрией совместно с "Нафтой Ко". Участники рынка гостиничных услуг уже рассмотрели в затее чиновников угрозу монополизации.
О том, что ООО "Нафта Ко", контролируемое известным бизнесменом Сулейманом Керимовым, и правительство Москвы создали ОАО "Объединенная гостиничная компания", вчера заявил сам заместитель мэра в правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе. Компания "Нафта Ко" получит контрольный пакет (51%) акций ОАО "Объединенная гостиничная компания", а московскому правительству достанется меньшая доля (49%) в уставном капитале, общий объем которого составит $2 млрд.
"Долю города составят активы, подсчитанные после рыночной оценки, а партнер вносит "живые" деньги",- уточнил Орджоникидзе, который не скрывал надежд на повышение эффективности бизнеса на гостиницах. "Если раньше средства, поступая в бюджет, размывались по многим статьям, то теперь деньги будут использоваться целенаправленно, это позволит сохранить для туристов больше гостиниц и создаст условия для строительства новых",- радуется заместитель мэра, ожидая и повышения качества зачастую дурно пахнущих муниципальных отелей.
Генеральный директор "Нафты Ко" Татьяна Башмакова подтвердила "Бизнесу", что компания действительно намерена привлекать финансовые ресурсы для повышения классности муниципальных гостиниц. Но предполагаемый объем инвестиций Башмакова не назвала. "О конкретных параметрах можно будет говорить после оценки по рыночной стоимости всех гостиничных активов, принадлежащих городу",- сказала она. По словам Орджоникидзе, этот процесс завершится до конца текущего года.
В настоящее время в городе существует пять отелей в системе ГУП, 20 гостиниц в форме ОАО, часть из которых находится в полной собственности города, а часть - в собственности долевой (от 50% до 70%). "Почти 35% всех гостиниц в городе даже не имеют категории",- отметил Орджоникидзе.
Опрошенные "Бизнесом" наблюдатели не разделяют оптимизма заместителя мэра.
Очевидно, что городские власти пытаются повлиять на рынок.
И как сказала вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко, "до сегодняшнего момента у мэрии было не так много рычагов управления гостиничным бизнесом". Но, как подчеркнула эксперт, "создание новой управляющей компании может привести к монополии на рынке гостиничных услуг".
"Если городские власти не будут целенаправленно выстраивать административные барьеры для других операторов, то монополии не будет",- считает вице-президент по финансам группы компаний Korston (владеет гостиницей "Орленок") Игорь Белоусенко. По его мнению, если новой управляющей компании удастся повысить классность муниципальных объектов, то вполне возможно, что в сегменте отелей уровня три звезды может возникнуть жесткая конкуренция.
"Идея о создании единой управляющей компании не нова. Например, ГАО "Москва" (также подконтрольное правительству Москвы.- "Бизнес") декларировало такие же цели, что и новая компания",- напоминает замдиректора по развитию отдела стратегического консалтинга и оценки компании CB Richard Ellis Noble Gibbons Станислав Ивашкевич. Кстати, по словам Башмаковой из "Нафты Ко", активы ГАО "Москва" также войдут в список объектов, которыми будет управлять новая компания.
Даже в тандеме со структурой Сулеймана Керимова московские власти не смогут эффективно управлять муниципальными гостиничными объектами - таково мнение опрошенных "Бизнесом" профессионалов рынка. И причем все они высказывались без тени сомнения. А Ивашкевич прогнозирует, что "управляющей компании в любом случае придется искать профессиональных операторов". Во всяком случае, вторит ему Усенко, "трудно будет управлять такими разноуровневыми гостиницами, как, например, брэндовыми "Балчугом" или "Националем", в капитале которых есть доля города, и такими гостиницами, как "Саяны"".
Илья Минов, Юлия Рослик Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU