Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Неверная концепция смертельно опасна для торгового бизнеса

 

Неверная концепция смертельно опасна для торгового бизнеса

 

 

Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Однако в сфере недвижимости цена неправильного решения измеряется порой миллионами долларов упущенной выгоды и недополученных арендных платежей. А посему из двух вариантов обучения — на чужих и собственных ошибках — заведомо предпочтителен первый.

Существует огромное количество публикаций о том, что представляет собой хорошая концепция торгового центра. Но вот парадокс: ошибки, к сожалению, все также «имеют место быть».

загрузка...

 

 

А посему – поговорим о некоторых из них, с нашей точки зрения, особенно нежелательных.

Разумеется, для всестороннего освещения проблемы потребуется не статья, но книга, поэтому ограничимся лишь теми вопросами, что не связаны напрямую с взаиморасположением арендаторов и конкретикой планировочных решений внутреннего пространства.

Самый очевидный просчет – это несостоявшаяся мечта многих девелоперов о создании абсолютно уникального объекта, который однозначно должен быть ориентирован исключительно на аудиторию категории суперлюкс. С психологической точки зрения такое «благородное» устремление понять несложно, ведь так приятно лелеять мысль о том, что в торговом центре будут только марки класса люкс. Однако посмотрим правде в глаза: основным (и, соответственно, наименее рискованным) сегментом рынка является тот, что позиционирует себя в рамках наиболее многочисленной страты населения. А таковой всегда является средний класс, в России в настоящий момент нарождающийся. На нем держится экономика (в том числе торговый бизнес) большинства стран, примеру которых неминуемо следует Россия. Мы идем по пути США и Европы, в первую очередь восточной ее части. Именно оттуда приходят в Россию наиболее востребованные форматы торговли (гипермаркеты, магазины товаров для дома, ритейл-парки, мультиплексы), оттуда же приходят и операторы этих форматов (Ашан, ОБИ), а уж они-то неоднократно доказывали устойчивость и успешность реализации своих концепций. Посему – урок первый: подумайте хорошенько о реалистичности создания еще одного Третьяковского проезда в отдельно взятом районе города «Н». Знаю, что есть предложения о компромиссных вариантах: пусть торговый центр и будет ориентирован на массовый средний класс, но 50 кв.м для Armani всегда найдутся. Не стану полностью отвергать такую идею: одной из форм мотивации покупателей является представление в рамках ТЦ некоторого (небольшого) числа марок, стоящих на несколько пунктов выше остальных. Тем не менее, присутствие торговых марок неосновной целевой аудитории не должно превышать 25%, а разрыв с базовым позиционированием не рекомендуется превышать более чем на одну ступень, например «средний плюс» по отношению к «среднему». А посему соседство haute couture с обычным средним классом вряд ли сослужит девелоперу хорошую службу.

Вывод напрашивается сам собой: если базовое позиционирование (то есть категория населения в зоне обслуживания) представляется на уровне «выше среднего-плюс», подумайте об этом не один раз. Мораль здесь такова: уровень арендаторов должен соответствовать уровню потенциального покупателя в районе обслуживания.

Говорят, хорошего много не бывает, однако в индустрии торговой недвижимости это не всегда так. Переизбыток даже высококачественных «торговых метров» до добра может и не довести. Обеспеченность российского населения качественными торговыми центрами пока еще очень сильно отстает от cтран Восточной и Западной Европы, каковые традиционно рассматриваются как образцы для творческого копирования.

На первый взгляд, простор для девелоперской деятельности достаточен. Потому и неудивительно, что желание «догнать и перегнать» столь часто приводит к тому, что заявляются проекты, по размерам своим стремящиеся к абсолютному максиму. Формально возведение объекта в несколько десятков тысяч квадратных метров выглядит вполне обоснованным – прежде всего, расчетами покупательной способности населения в зоне обслуживания (то есть 5, 10 и 15 мин. от точки расположения). И все-таки здесь кроется ошибка. Дело в том, что возможность успешной реализации проекта зависит не только от покупательной способности населения и конкурентной среды, но и от такой простой вещи, как наличие качественных арендаторов. К сожалению, недостаточность «ассортимента» арендаторов является одним из существенных факторов, сдерживающих количественный рост торговых центров. И в этом нам тоже есть у кого поучиться: аналогичная ситуация некогда сложилась в Китае, где забыли о том, что лучше меньше, да лучше. Так вот, в Китае положение улучшилось именно после прихода качественных международных арендаторов.

Вывод: прежде чем планировать обойти «Мегу» по метрам, подумайте о том, есть ли на рынке достаточное количество арендаторов, чтобы эти метры заполнить.

На текущий момент в России присутствуют 150 зарубежных марок. Для сравнения: за пределами Франции работают 1433 французские марки, а за границами Великобритании – 686 британских. Так что время еще есть.

В продолжение разговора о размере (который, как известно, имеет значение) – комментарии относительно того, каким образом решать вопрос о высоте и ширине потенциального объекта.

В первую очередь, позвольте предостеречь от создания «советско-азиатских высоток» в торговле. Еще не забылись знаковые объекты советских времен – ЦУМ, «Детский Мир», где покупателю предоставлялось право осваивать все четыре-пять этажей. В реальной постсоветской практике вертикальная организация торгового пространства представляется… высоко рискованной. И снова дело в арендаторах, их требованиях к форматам, которые, в свою очередь, определяются особенностями поведения покупателей отдельно взятой страны. У нас в России торговые операторы, как правило, без энтузиазма относятся к этажам выше второго. Здесь же заметим, что развлечения (типичный третий этаж) – особая тема.

А теперь – к «вопросу о ширине», в частности, в контексте числа торговых галерей (в просторечье именуемых проходами). Здесь лучше всего зарекомендовала себя концепция одной главной улицы. По ней, с оркестром или без, дружно и просто перемещаются покупатели, которым, прежде всего, импонируют простота и возможность легко найти выход.

Правильная организация входов/выходов – это первый шаг к разумной циркуляции в здании и немаловажный фактор создания привлекательности объекта для арендаторов и сохранения таковой в ходе функционирования ТЦ. Единой формулы нет, тут многое определяется конфигурацией участка, направлениями и интенсивностью движения пешеходных и транспортных потоков. В идеале самое простое решение – это единый главный вход. Если же это невозможно, лучше, чтобы все входы были равнозначны с точки зрения доли покупателей.

Небольшой секрет касательно расположения арендаторов непосредственно вблизи входа. Представление о том, что это место максимально привлекательно, – иллюзия. Говорят, что традиция первым размещать магазин косметики – анахронизм времен, когда дезодоранты еще не изобрели, а магазин парфюмерии у самого входа давал возможность (небесплатную) оградить остальных покупателей от запаха конского пота. Оставив полубасню в стороне, посмотрим на ситуацию с точки зрения современного покупателя. Изучение особенностей потребительского поведения показало, что, войдя в здание, человек в течение нескольких минут осматривается, привыкает к температурному режиму и освещению и еще не готов вынуть кошелек. А на выходе у него уже может просто не остаться «ресурсов».

Требование обеспечить удобство доступа – аксиома индустрии торговых помещений, однако без ошибок и здесь не обходится. Доступность (то есть уровень благоприятности расположения по отношению к транспортным артериям) – это фактор объективный, существенному изменению он подвергается только в исключительных обстоятельствах (например, открытие новой развязки или очередного участка транспортного кольца). Удобство доступа в большей степени может быть изменено (улучшено) за счет вновь привнесенных факторов и обстоятельств, включая доставку покупателей бесплатными автобусами (IKEA, «Три Кита»), размещение на трассе указателей/вывесок. Такие действия небесплатны и являются частью маркетингового бюджета объекта.

Недооценка важности маркетинговой кампании – еще одна типичная ошибка девелопера. Прошли времена, когда сам факт появления нового магазина/торгового центра мог стать залогом его высокой посещаемости. Необходимость маркетинга (применительно к любому товару или услуге) почти не подвергается сомнению. Однако как только дело доходит до маркетингового бюджета торгового центра, тут-то и возникают сомнения по поводу того, кто должен платить – арендатор или собственник. Задача девелопера – сделать так, чтобы торговый центр воспринимался как единое целое, а не просто как место расположения отдельных магазинов, которые более или менее щедро тратятся на собственную рекламу. Для того и существует сбор за открытие и регулярная плата за маркетинг ТЦ, которая может взиматься по дифференцированным тарифам в зависимости от величины рекламного бюджета того или иного арендатора. Маркетинг ТЦ обращен, в первую очередь, к потенциальным покупателям в зоне обслуживания, а не ко всей национальной целевой аудитории конкретной марки. Профессиональная реклама – не только «антибиотик» для экстренного лечения не вполне успешного торгового центра, это как витамины – доказанное средство профилактики и поддержания живучести объекта. А посему даже гиперуспешная «Мега» не чурается регулярной рекламы.

Маркетинг и реклама могут привести покупателя в ТЦ, однако его вывод о желательности повторного посещения будет зависеть от ряда причин: и от успешности покупок, и от того, что относится к фактору «нематериальных активов», – общего впечатления от торгового центра. Слагаемыми его порой являются мелочи вроде вкусного кофе или удобной скамейки для отдыха.

Многие люди часто следуют принципу привычных действий. Поэтому приятные ощущения/воспоминания о посещении торгового центра с высокой долей вероятности приведут этого покупателя той же тропинкой обратно. Даже если рядом и откроется другой торговый центр, которому надо будет потратить очень много средств на маркетинг и рекламу, чтобы «перебить» конкурента.

Говорят, в разговоре запоминается последнее, так что на финал отвожу весьма важный вопрос об архитектуре ТЦ как неотъемлемой части торговой концепции. Здесь, к сожалению, возникают слишком дорого стоящие ошибки, когда архитектура становится первичной, и функциональность расположения торговой составляющей объекта отходит на второй план.

В каждом виде градостроения (включая торговую недвижимость) есть, конечно, свои Баженовы и Корбюзье, и всяческого уважения достойно желание архитектора ТЦ сделать его незаурядным, притягивающим глаз покупателя. Самая большая ошибка девелопера – полностью довериться художественному порыву творческой натуры архитектора.

Среди целого ряда профессиональных консультантов объекта торговой недвижимости (юристы, строители, банкиры) архитектор начинает свою работу одним из первых. Но и на ранних этапах работы вопросы коммерциализации, то есть отражение в планировочных решениях интересов будущего арендного использования помещения, должны занимать не последнее место.

И еще несколько простых советов. Контур планов в большинстве случаев рекомендуется максимально приблизить к правильной прямоугольной форме. Один из наиболее абсурдных планов, которые мне довелось увидеть, имел зигзагообразную линию фасада. Архитектор объяснил, что под небольшими навесами, образуемыми зигзагами планировок второго этажа, предполагается разместить бабушек с пирожками. О том, насколько неэкономичной станет при этом организация торгового пространства внутри здания, подумать он, вероятно, забыл. Архитектура интерьеров здания и оформление зон общего пользования – все должно быть подчинено целевому назначению здания. При выборе материалов и архитектурных решений нужно непременно принимать во внимание и затраты на инженерно-техническое обслуживание. В этой связи подумайте, что проще чистить: ковролин или плитку? Один хороший пример сочетания эстетики и функциональности: фонтан на первом этаже ТРЦ «Атриум» не только создает располагающую обстановку, но и является эффективным увлажнителем воздуха.

Дать советы «на все случаи жизни» торговой концепции, пожалуй, невозможно. Ограничусь еще одним: при принятии любого решения следите за его соответствием основной цели создания торговой концепции. А цель эта формулируется так: долгосрочное и стабильное получение арендных платежей от качественных операторов торговых и развлекательных профилей.


Марианна Романовская Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Неверная концепция смертельно опасна для торгового бизнеса":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Китайские автомобили смертельно опасны

К 2010 году китайские автомобильные фирмы планируют выйти на годовой уровень производства в 4 млн. легковых автомобилей. Причем речь идет не о тех автомобилях, которые многочисленные китайские совместные предприятия выпускают в кооперации с японскими, европейскими и американскими фирмами, а о машинах собственного производства. Разумеется, поглотить такое количество автомобилей китайский рынок сам не сможет.

» Разное - 8962 - читать


Кондиционеры смертельно опасны!

Слышала про какие-то опасные бактерии, которые заводятся в кондиционерах. Опасны ли они в автомобиле? Скорее всего, речь идет о легионелле (Legionella Pneumophila).

» Разное - 2793 - читать


Маршрутки смертельно опасны!

• Фото za.ruЖурнал «За рулем» провел краш-тест пассажирского варианта «ГАЗели». Это испытания интересно, прежде всего, потому, что именно такие машины чаще всего используются в России для перевозки пассажиров в «маршрутках». Результаты теста оказались пугающими.

» Разное - 1926 - читать


Работа на дорогах смертельно опасна

Известно, что автомобиль является источником повышенной опасности. Однако мало кто задумывается над тем, что автомобиль может убить человека не только при ДТП. Речь идет о выхлопных газах.

» Разное - 1978 - читать


Лицензировать ПО Micro oft в России опасно для бизнеса

www.cnews.ru / Аресты компьютеров с пиратским ПО за короткое время до установки лицензионного становятся нормой в России. Участники рынка считают, что в России функционирует своего рода механизм по обмену информацией между вендорами и правоохранительными органами. Он позволяет органам получать информацию об установленном в компаниях контрафакте.

» Безопасность бизнеса - 2065 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Неверная концепция смертельно опасна для торгового бизнеса

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru