Признайтесь, кто из вас не мечтал, чтобы дорога от работы до дома занимала минут 15? Ну, наверное, только те счастливцы, которые уже живут с работой рядом. И неработающие, возможно, тоже. Всем остальным не надо объяснять, что «транспортными» бывают в первую очередь проблемы, а потом – все остальное. Недавно нам предложили оригинальный выход из ситуации.
Оказывается, для уменьшения пробок всего лишь нужно, чтобы 40% москвичей работали по своему месту жительства. Статистика – от главного архитектора столицы Александра Кузьмина; идея, кстати, понравилась столичному мэру Юрию Лужкову. «В новых строящихся жилых кварталах необходимо предусматривать создание рабочих мест, чтобы снизить нагрузку на транспортную систему города», – согласился градоначальник.
Причем, по задумке Кузьмина, в спальных районах нужны не просто рабочие места, но в том числе и престижные. То есть как в «частных городах», которые у нас сейчас начинают строить по всей стране: чтобы граждане и жили, и работали, и учились в пределах 15-минутной доступности – ну и развлекались, хорошо бы, тут же. И вообще, чего вам дома не сидится?
Допустим, в новых (престижных!) микрорайонах строятся качественные бизнес-центры, часть жителей этих микрорайонов в бизнес-центрах работает, причем с удовольствием. Наверное, в бэк-офисах крупных компаний – другого варианта «окраинных» престижных рабочих мест на ум не приходит. Правда, набор сотрудников только по соседству представляется абсурдным, а если офис просто переезжает из центра (пусть даже с ним вместе по своей воле переезжает и большинство сотрудников), то заметный процент сотрудников увольняется (может, найдут работу поближе к дому?) либо ездит на работу из центра на периферию (а то и с одной периферии на другую).
Но это вариант строящегося вместе с рабочими местами жилого квартала. Что будет, если престижные рабочие места, которые собираются организовать во всех префектурах, «воткнуть», скажем, в Бирюлево (ничего личного!), не хочется даже и думать.
Чтобы избежать проклятий оскорбленных бирюлевцев, сразу уточню, что сама с окраин – «с района» еще более нарицательного, чем Бирюлево; носит он гордое имя «Южное Бутово». И скажу, не кривя душой: нравится мне мой район, вот честное слово, нравится! Жить там комфортно – что отмечают все, кто приезжал в гости (даже если гости из центра). И метро, между прочим, в шаговой доступности из любой точки (по-моему, отовсюду до метро максимум 10 минут пешком). Но, сами понимаете, на метро до центра ехать час. А поскольку ветка людная, то, например, в тот печальный период, когда на работу мне надо было приезжать действительно рано (максимум к 9 утра), подходила к дверям ее я каждое утро с намерением написать заявление об уходе. Потом текущие дела как-то отвлекали…
Да и в спокойное время суток удовольствия в потере 2-3 часов в день на метро я никогда не находила. На машине ехать, особенно если утром, тоже небыстро. Но при всем при этом предложите мне работать в 5 минутах от дома, на зеленых, так сказать, просторах родного Бутово – я не хочу. Мне бы как-то по старинке – не работу у дома построить, а тогда уж лучше переехать к работе поближе.
И что-то, знаете, кого ни спрошу – никто не хочет работу у дома! На Кантемировской почему-то не хотят работать, в Кузьминках не хотят, в Алтуфьево – всем подавайте центр. Странно, конечно, но жители столицы не очень стремятся организовать себе такую провинцию (замкнутый пешеходный цикл дом-работа-магазин) в рамках Москвы.
В общем, понимания эта идея ни у кого из моих знакомых не нашла. Говорят, тогда разве что прямо дома и работать. Причем что забавно: «понаехавшие» ровесники сразу цепляются к терминам. «Ах, 40% москвичей? Ну пускай, конечно, работают по месту жительства, а мы, приезжие, будем ездить без пробок, нам не трудно». А коренные пугаются: «Как это всем по месту жительства? Это что, дворники и прочие трудовые мигранты на родину поедут?». Ну да шутки шутками, а надо полагать, есть в задумке и рациональное зерно – просто мой круг не попадает, так сказать, в целевую аудиторию проекта.
Меня же, как пользователя метро, живущего в Южном Бутово, а работающего в центре, интересует другое. Сколько процентов москвичей должны работать по месту жительства, чтобы в метро по утрам полегче стало? Интересует, сами понимаете, не предметно – чистой воды любопытство. А если о реальном снятии некоторых невыносимых транспортных моментов – бутовцам, например, остается ждать открытия ветки до Калужско-Рижской линии (намечено на 2009 год). Жителям прочих «спальников» тоже есть на что надеяться – ниже в таблице прилагаю для интересующихся план метростроения на 2008-2010 годы.
Тем же, кто устал от пробок, метро, загазованности и вечно исчезающего в спешке времени и мечтает проводить время у моря в занятиях спортом, могу только посоветовать: перебирайтесь в Сочи, ребята! Конечно, момент несколько упущен, но вот буквально вчера на деловом завтраке, посвященном девелопменту в Сочи, знающие люди сообщили: лет через 5 рабочих мест будет столько, что население города потребуется удвоить.
Там, правда, цены на жилье уже даже не питерские, а почти московские. Дмитрий Шмелев, коммерческий директор компании «СТ Групп Регион», так и сказал: элитное жилье в Сочи чуть-чуть не дотягивает по цене до Остоженки или Плющихи, а средняя стоимость квадратного метра – в районе $4 тыс. Но, во-первых, именно в Сочи придумали жилье по 8 тыс. рублей (!) за «квадрат».
А во-вторых, если нужны олимпийской столице рабочие руки (не в обиду сочинцам будет сказано, но некоторые участники завтрака так прямым текстом и заявили, что коренные жители города работать не любят, так что в топ-менеджмент многих крупных проектов стараются набирать 2/3 «неместных»), то придумают и еще что-нибудь, надо полагать? Тем более что – не поверите – оказывается, даже на острове «Федерация» собираются строить доступное жилье. Есть такая идея.
Валерия Семенова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU