Установленная в Москве практика предоставления цокольных и нижних этажей в жилых домах предприятиям бытового обслуживания и другим коммерческим структурам полностью себя оправдала. Все подобные помещения находят новых хозяев. Давно известно, что самым рентабельным бизнесом в таких случаях является торговля продуктами.
Помощник в делах
Неудивительно, что продовольственные магазины лидируют в ряду объектов предпринимательства, занимающих первые этажи. В районах массовой застройки, где квартиры уже распроданы и заселены, а инфраструктура пока не развита, наблюдается нехватка гастрономов и супермаркетов.
Большой бизнес, конечно, придет сюда, спустя время, однако до тех пор вся социально-снабженческая нагрузка ложится на плечи встроенных мини-магазинов. Их хозяева в первые годы после открытия извлекают наибольшие прибыли, потом конкуренция усиливается. Это заставляет несколько перепрофилировать магазин, расширить перечень его услуг. Чаще всего там дополнительно открывают пункты срочной фотографии, обмена валюты, ремонта обуви. Близость к дому и сравнительная дешевизна услуг помогают выжить таким "гибридам" в борьбе за покупателя.
Так, встроенное "нежилье" твердо держит свою нишу универсального помощника в мелких делах. Оно не замирает в ожидании покупателя и быстро находит себе применение.
Кто больше?
Высокий спрос на первые этажи московских новостроек обозначился еще лет пять назад. Коридоры ГУП "Мосреалстрой", которое распространяло подобные объекты через конкурсные торги, были заполнены предприимчивыми людьми, желавшими приобрести площадь для гастронома или салона одежды. Чтобы город мог извлечь из своих новостроек наибольшую прибыль, покупатели нежилых помещений должны были сами установить закупочную цену. Они или подтверждали минимальную стоимость объекта, или назначали собственную, гораздо большую. В редких случаях конкуренция была незначительной. Как правило, такие объекты нуждались в дополнительных инвестициях на обустройство, отделку и установку коммуникаций.
Но обычно проблем с повышением цены не возникало. В конкурентной борьбе за объект бизнесмены не скупились на расходы. Бывало, что на заседании конкурсной комиссии из распечатанных конвертов вынимались заявки с суммами, различавшимися в несколько раз. Естественно, хозяином становился самый щедрый претендент.
Практика продажи нежилых помещений на первых этажах новостроек постепенно приживается и в ближнем Подмосковье. Здесь наблюдается еще больший дефицит объектов соцкультбыта. Часто квартиры раскупаются задолго до окончания работ, а инфраструктура по соседству с новыми высотками остается без изменений. Естественно, где как не на первых этажах придется размещать отделения банков, парикмахерские, детские сады и химчистки?
Антон Варфоломеев Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU