До 2020 года мэрия обещает устроить парковки для 70% городских автомобилей. Пока же ситуация со стоянками в городе аховая. Число машин в Москве перевалило за три миллиона, и около полутора миллионов из них - «бездомные»! Ни гаража, ни организованной парковки. Эти машины ночуют во дворах, на проезжей части, газонах и создают всем, включая хозяев, изрядные неудобства.
Чтобы хоть как-то изменить ситуацию, власти столицы в 2004 году придумали программу «Народный гараж».
А жильцы - против!
Идея-то была отличная. В центральных районах города, где самый высокий дефицит машиномест, решили строить гаражи силами самих жильцов. При этом автовладельцы освобождаются от платы за подключение к инженерным сетям и иных сборов. Планировалось, что гараж будет стоить от 150 тысяч рублей. Но ведь за стройматериалы и труд работяг платить все равно нужно! Узнав, что гараж на самом деле будет стоить не меньше 10 тысяч долларов, многие автовладельцы от идеи отказались. Больше того, часть жильцов домов, во дворах которых хотели строить такие гаражи, резко высказались против: «Не надо нам ни стройки, ни машин под окнами!»
В Москве, увы, так и не появилось ни одного капитального гаража по широко разрекламированной программе. Но власти от идеи не отказались. Теперь «народные гаражи» решено строить на бюджетные деньги, а потом продавать местным жителям по льготной цене. Предполагаемая ставка - от 8 - 10 тысяч долларов. Впрочем, и эту, декларируемую, цену удержать пока не удается. Так, на Покровке стоимость «народного» - 28 тысяч долларов за машиноместо. На улице Пестеля, что на северо-востоке столицы, - около 20 тысяч баксов. Сейчас власти оформляют документы еще на 20 площадок под «народные гаражи». Но сможет ли народ их купить? Похоже, что программа «Народный гараж» провалилась, хотя чиновники утверждают обратное.
- На самом деле программа дорабатывается, - пояснили «КП» в градостроительном департаменте. Мы учтем пожелания жителей.
Железо в законе
Самые востребованные в столице гаражи - это «старички», построенные в 1950 - 1960-е годы. Тогда машин было мало, и гаражи можно было ставить прямо во дворе, договорившись с райисполкомом. Постепенно такие гаражи выстраивались в ряд...
- Сейчас подобные сооружения - лучшее, что есть на рынке. По крайней мере для жильцов тех домов, где они имеются, - уверен эксперт столичного рынка недвижимости Алексей МАСЛОБОЙНИКОВ. - На рынок такие гаражи попадают крайне редко. Чаще всего тогда, когда хозяин продает квартиру.
Подобные гаражи стоят от 3 - 4 тысяч долларов до бесконечности. Обычная металлическая будка 3 на 6 метров может уйти даже за 20 тысяч.
Второе распространенное предложение - гаражи в ГСК (гаражно-строительных кооперативах). Если ГСК на отшибе, далеко от домов, то гараж с электричеством и смотровой ямой может стоить всего 2 - 3 тысячи долларов. А если жилая застройка уже подошла вплотную, все 20 - 30 тысяч!
Третье предложение - места в новых многоярусных паркингах. Цена - от 20 до 100 тысяч долларов и выше. Их покупают, как правило, владельцы дорогих машин - ценой от 30 тысяч «зеленых».
Отдельный «дом» - каждому второму авто
В начале 2000-х годов лишь 38% «железных коней» в столице имели гараж или постоянное место на парковке. Тогда власти озаботились проблемой и стали ежегодно строить по 70 - 80 тысяч гаражей. Но число машин ежегодно росло на 4 - 7%, и угнаться за этими скачками мэрия не успевала. Еще бы: ведь только с начала этого года в Москве прибавилось 90 тысяч авто! К концу 2007-го тем не менее обеспеченность гаражами и парковками хотят довести до 47%. То есть домом обзаведется каждое второе авто.
- Это немало, ведь в европейских столицах процент обеспеченности около семидесяти, - поясняет Константин КОРОЛЕВСКИЙ, первый зам. руководителя градостроительного департамента Москвы. - В 2008 - 2010 годах мы планируем построить 400 тысяч машиномест и приблизимся к обеспеченности в 60 процентов. А к 2020 году хотим выйти на 70% - как в Европе.
Главная проблема - нехватка земли. Особенно в центре города. Поэтому здесь, прямо под площадями и скверами, решено строить подземные паркинги.
Подземный город для машин?
- Мы хотим построить целый подземный город, чтобы вернуть площади и тротуары пешеходам, - говорит Константин Королевский.
Программа освоения подземного пространства сегодня в процессе разработки.
- Скорее всего, будут строиться паркинги глубиной от двух до пяти этажей, - пояснил «Комсомолке» Константин Королевский. - Количество мест в паркинге может колебаться от 50 - 60 до 400 - 500 в зависимости от размера участка. Где-то строительство паркингов может начаться уже через полгода, где-то - через год-два.
Как ожидается, гаражи будут возводить закрытым, т. е. шахтным способом. Это позволит не перекрывать движение на улицах и не разрушать исторический вид центра города. Всего в Центральном округе планируется построить 20 подземных парковок. В том числе под Садовым и Бульварным кольцами и под улицей Тверской - на участке от Триумфальной до Манежной площади. Здесь хотят возвести четыре(!) многоуровневые парковки.
Одновременно власти решили строить стоянки... над железной дорогой - как на Западе. В спальных районах - быстровозводимые модули. Как обещают власти, эти парковки (в 3 - 4 этажа) будут достаточно дешевыми, чтобы место могли купить как можно больше местных автовладельцев. Но цена пока неизвестна.
Сейчас, например, за счет средств горбюджета при муниципальных домах строится 2837 гаражей. Их будут предлагать жителям. Не бесплатно, но точно по ставкам ниже рыночных.
Нас спасут стоянки у метро
В столицу из Подмосковья ежедневно прибывает 400 тысяч автомобилей. Многие жители Мытищ и рады бы оставить машину у станции метро «Медведково», но негде. Сегодня в Москве действует только одна перехватывающая парковка - под площадью Гагарина. Ее открыли в конце прошлого года, и сегодня, кстати, ею активно пользуются жители окрестных домов, оставляя машины на ночь. Еще восемь - на окраинах города, у метро, будут строить в ближайшее время.
- Перехватывающие парковки станут востребованы, если водители будут уверены в полной сохранности своего автомобиля и смогут легко добраться до нужного места на другом транспорте, - уверен председатель совета директоров группы компаний «Рустэк» Владимир ШАПОШНИКОВ, занимающийся проектированием и строительством парковок и гаражей. - Для этого необходимо создавать систему «шаттлов» (специальных автобусов. - Ред.), курсирующих между центром и окраинами.
Еще одно предложение - ввести повышенную плату за парковку в центре. Ведь сегодня на Тверской можно найти парковку всего за... 40 рублей в час. Вот люди и едут из Балашихи в центр Москвы, стоят часами в пробках. А ведь могли бы, экономя время и деньги, оставить машину у станции метро «Шоссе Энтузиастов». Ночью же здесь нашлось бы место для авто жителей Перова и Соколиной Горы.
Вопрос в тему
Какую автостоянку считать легальной
Часто езжу по городу по делам и оставляю машину на разных парковках. Говорят, что многие из них нелегальные и ответственности за машину не несут. Так ли это?
Виктор. Москва.
Как нам пояснили в «Городской службе платных парковок» (ГСПП), в столице есть 129 официальных парковок, которые легко распознать. На въезде стоит знак «Парковка», здесь же - табличка с режимом работы и телефонами контролирующих организаций. Места для автомобилей четко обозначены разметкой. На парковщике - желтая униформа, на ней - нагрудный знак. В руках - кассовый аппарат. Если парковщик чек не выдал или допустил другое нарушение, жалуйтесь по телефону «горячей линии» ГСПП - (495) 609-29-93 (пн. - чт. с 9.00 до 18.00; пт. с 9.00 до 16.45). Эта служба несет полную ответственность за сохранность автомобиля и всего, что в салоне. Главное - сохраняйте чек.
Все остальные парковки действуют неофициально, доверять им или нет - дело ваше. В любом случае, если с автомобилем что-то случится, получить компенсацию вам вряд ли удастся.
КСТАТИ
Здесь откроют перехватывающие парковки*
Станция метро, число машиномест
«Теплый Стан», 712
«Ясенево» , 372
«Домодедовская» , 450
«Водный стадион» ,360
«Ботанический сад» , 604
«Полежаевская» , 650
«Печатники» , 469
А еще такие же парковки планируется построить возле пассажирских станций Малого кольца Московской железной дороги: Рязанской, Севастопольской, Потылихи, Новопесчаной, Волоколамской, Коптево (эти станции скоро построят). Плюс - в районе платформы Косино Казанского направления МЖД. Здесь поставят целый гараж-стоянку, которым смогут воспользоваться жители московских микрорайонов Косино - Ухтомский и Кожухово. Как предполагается, они оставят машины у станции и доедут по «железке» до центра Москвы за 12 - 15 минут.
* Сейчас готовится документация на строительство восьми объектов.
Никита Миронов Комсомольская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU