Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин собрал журналистов, чтобы рассказать о будущем столицы в 2006 году. Новостей оказалось предостаточно. В частности, останкам гостиницы "Россия" предстоит реинкарнация, а в новостройки-небоскребы вопреки намерениям застройщиков муниципалов заселять не станут. За главным архитектором записывала корреспондент "Известий" Юлия Игнатьева.
- Завершится строительство Звенигородского проспекта.
Тоннель пройден уже наполовину, почти готов s-образный мост через Москву-реку. Предстоит решить самую сложную задачу: построить развязку проспекта с улицей Народного Ополчения. Еще две развязки появятся на Ленинградском проспекте: на развилке с Волоколамкой и на выезде с Ходынки - напротив Петровского дворца.
Наконец начнутся работы на Четвертом транспортном кольце. Это проект на долгие годы. Сравните: 34-километровое Третье кольцо мы строили 5 лет. А здесь - 74 км. Первый участок Четвертого кольца будет построен на востоке: между шоссе Энтузиастов и Щелковским. Четвертое кольцо - уникальная магистраль: почти вся состоит из искусственных сооружений - эстакад и тоннелей. В частности, Москву-реку предстоит пройти дважды глубокими тоннелями.
Гостям столицы - койко-места, ослам - стойла
- Гостиниц, подобных "России", в историческом центре городов нет нигде. Разве что в Берлине, но и там их сносят. Изменилось государство и вместе с ним - градостроительная концепция. Как рассуждали наши предшественники: в Кремле строится Дворец съездов на 4000 посадочных мест, значит, поблизости должны быть койко-места в том же количестве. Но съезды партии больше не проводятся. Пока.
По инициативе Иосифа Орджоникидзе дату начала сноса "России" перенесли на июль. К этому времени откроются три новые четырехзвездочные гостиницы на 2000 мест, в частности, "Холидей Инн" на Сущевском Валу. И тогда закрытие "России" пройдет безболезненно для гостей столицы.
Каким будет внешний облик этой территории, сказать пока не могу. Даже фасады еще не прорисованы, макет будет готов к февралю. Ясно одно: из трех вариантов - классический, советский и старомосковский - выбран третий. С подземным пространством ясности больше: из-за перепада высот будет построена стилобатная часть, в которой разместятся кинотеатры, рестораны. И магазинчики - но не единый торговый центр. Ниже уровня земли - паркинг на 2000 мест. Надежда Бабкина призывала всех выйти на защиту концертного зала, взяться за руки и т.п. Не надо этого. КЗ "Россия" сохранится и даже увеличится, но не вверх, а вниз. А над землей будут построены гостиницы разной высоты - от 2 до 6 этажей. Самая высокая, 29 метров, - на Варварке, ближе к метро "Китай-город". Самая маленькая, 11 метров, - у Васильевского спуска. Общее количество койко-мест сократится до 2000. Китайгородская стена, разрушенная при строительстве "России", будет воссоздана частично: по Китайгородскому проезду. С набережной пока не решено. Со Старой площадью - без шансов.
Панели, из которых построена "Россия", будут сохранены и использованы для строительства новых отелей. Я за 6 месяцев должен найти участки для нескольких 2-звездочных гостиниц. В общем, уже нашел - на рынках у МКАД. Эти гостиницы нужно приспособить для нужд тех, кто приезжает торговать. Например, на Птичий рынок даже ослов привозят. Значит, должно быть стойло.
Кроме того, будет закончена новая гостиница на месте "Интуриста". По высоте она гармонирует с соседней застройкой. Хотя могла бы быть и пониже - как на рисунке, размещенном на ограждении стройплощадки. Но я давно не верю рисункам и надписям на заборах. Построено ровно то, что было согласовано. И ни на метр выше.
Москвичи не должны жить, как японцы
- Я категорически против того, чтобы муниципалов заселяли в высотки. На высотных этажах должны жить те, кто сам этого хочет. Кроме того, социальные высотки - крайне невыгодны. Муниципалам дают квартиры по Жилкодексу: 18 метров на человека. В коммерческих домах люди покупают по 30-50 метров на человека. В итоге в муниципальной высотке получится больше квартир, людей, а значит, им потребуется больше мест в детсадах, школах и обширная придомовая территория. Или мы должны уподобиться японцам, которые живут в двух метрах от автотрасс? Наши люди так не привыкли. И еще. Строителей коммерческих высоток город обязывает размещать под землей паркинги. Сомневаюсь, что муниципалам будут по карману эти машино-места. В общем, селить муниципалов в высотки - это нехорошо и с моральной точки зрения, и с экономической.
Юлия Игнатьева Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU