В официальных документах парковку автомашин московские власти весьма символично называют «отстоем». Несмотря на название, дело это довольно прибыльное. Годовой оборот московского парковочного бизнеса сейчас оценивается как минимум в $42 млн. (в городской бюджет поступает примерно $400 тыс.). Сумма может кратно возрасти через год, когда вступит в силу запрет на парковку вне специально отведенных для этого зон.
Золотое дно столицы
Самое лакомое место для парковщиков всех видов — центр Москвы. Машин здесь полно всегда. Спрос на стоянки заметно превышает предложение, причем 9 из 10 водителей готовы платить за то, чтобы просто приткнуть куда-нибудь железного друга. В таких условиях брать за постой официально-символические 10 рублей в час — просто кощунство.
Под окнами Госдумы, у забора снесенной гостиницы «Москва», например, в выходные и часы пик берут по 200 рублей в час. При этом места не пустуют ни секунды. Пятеро парковщиков деловито окучивают примерно 90 машиномест. Здесь же, за углом, стоянка посолиднее — со шлагбаумами и будками охраны. Цены такие же. Персонал одет прилично и даже при галстуках, но вид этих верзил заставляет сильно сомневаться в том, что с этой парковки кто-то может уехать, не заплатив. Для пущей убедительности чуть поодаль красуется гаишник.
Огромные площади у «Метрополя» и у станции метро «Площадь Революции» тоже поделены на стоянки. В сумме вокруг памятника Карлу Марксу может разместиться не менее 200 автомобилей. Но территория аккуратно нарезана на зоны разной величины в зависимости, видимо, от «веса» владеющих ими «структур». Правда, цены, чтобы не сбивать рынок, у всех одинаковы: днем — 100 рублей, вечером — 250—300. На мой недоуменный вопрос, почему так дорого, один из парковщиков недоуменно округлил глаза: «Ты в центре, друг, найди, где дешевле!» Вокруг ЦУМа примерно 110 мест. Еще 90 приносит соседняя Неглинная улица. У «Детского мира» паркуется не менее 240 автомобилей. Узкая Пушечная и соседние с ней улицы, отданные с обеих сторон под платные парковки, вмещают еще от 90 до 220 машин. Стоимость «отстоя» на них — от 50 до 200 рублей в час. И так по всему центру в пределах Садового кольца. Мчишься по улицам, а тебе машут желтыми руками, как «маршалы» на гоночной трассе гонщику: давай, залетай, оставляй «бабки». В выходные днем, когда машин на улицах еще мало, пчелок-парковщиков по улицам видно особенно хорошо — собственно, только их и видно: выходят чуть ли не на центр проезжей части и характерными жестами приглашают припарковаться. Бесплатные места есть только у храма Христа Спасителя, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, монастыря на Петровке и там, где останавливаться и вообще не имеет смысла. Есть еще места у офисов и учреждений, которые в выходные пустуют, но на них — бдительные охранники, турникеты или цепи. Берут, естественно, себе в карман, в зависимости от совести и крутизны подъехавшего автомобиля, но не меньше 50 рублей.
Азиатская дикость
За Садовым кольцом парковки нарезаны у станций метро, торговых комплексов, рынков — в точности там, где чаще всего требуется припарковаться. Расценки от 50 до 100 рублей за час. За меньший срок заплатить нельзя нигде, а при превышении лимита хоть на пять минут плата повышается в кратном размере. В случае недоразумения или конфликта тут же «подтягиваются» коллеги парковщика. Принцип работы тоже всюду одинаков. Подавляющее большинство парковщиков нагрудные знаки прячут в кармане или под одеждой и предъявляют их неохотно, причем так, чтобы невозможно было разглядеть идентификационный номер (наверное, у гаишников научились), в руках — самоклеющиеся стикеры. На них они пишут время и наклеивают бумажку на стекло или суют ее под дворник. Квитанции дают исключительно по требованию или если плата за парковку объявлена настоящая. В противном случае объяснения схожи: «кончились», «напарник забыл передать», «у старшего смены, он сейчас отъехал». Талоны практически никто не берет, поэтому их дают охотно. К тому же талоны — обычная бумага без герба и хотя бы примитивной защиты от подделки, таких на компьютере можно напечатать сколько угодно, документом строгой финансовой отчетности они не являются. Кассовых аппаратов нет и в помине.
Парковки ныне поделены на муниципальные и частные стоянки. На муниципальных парковщик должен иметь форменную одежду, нагрудный знак, талоны и при первом требовании предъявлять копию ордера на право организации, в которой он работает, заниматься «операторской деятельностью муниципального парковочного хозяйства». На деле никто из парковщиков (кроме стоянки за памятником Горькому у Белорусского вокзала) предъявить копию ордера и схемы нарезки стояночных мест не смог. А потому проверить законность их действий водителям невозможно. Неудивительно поэтому, что в городе существуют и откровенно подпольные парковки либо места, с которых парковщики собирают дань и вовсе незаконно. Например, у торгового дома «Русское раздолье» в Сокольниках. Вдоль аллеи к парку знак «Платная парковка» существует, а у зданий магазинов — нет. Однако плату за стоянку в размере 50 рублей в час берут и там и там. Как только начинаешь выяснять почему, парковщик вдруг ретируется и куда-то исчезает. Аналогичная ситуация и у универмага «Московский». Здесь вообще, похоже, самая длинная парковка в городе: бесплатно остановиться нельзя на всем протяжении от Казанского вокзала до зданий Министерства путей сообщения — почти весь перегон от станции метро «Комсомольская» до станции «Красносельская». Знаки платной парковки установлены всюду с завидной тщательностью. Напротив универмага стоянка работает, как всюду: жетонов не видно, объявленная цена — 150 рублей (до Нового года — 50), при требовании выдать талон — протягивают сразу три «номиналом» 50 рублей. Но чуть дальше начинается иная жизнь. Внешне стоянка выглядит так же. И знак есть. Однако при первой же попытке приткнуться на свободное место как черт из табакерки появляется парковщик в желтой накидке: нагрудного знака, талонов и копий документов — нет, как называется организация — не знает, где бригадир? — ушел. По-русски говорит и понимает плохо, но знает только, что час стоит 200 рублей. Теперь все чаще на должность парковщиков берут выходцев из среднеазиатских республик — с них какой спрос? А в случае чего можно дать и под зад коленкой. И это в парковочном бизнесе новое.
Поезд пришел — плати больше
У вокзалов — своя песня. Как объясняют в префектуре Центрального округа, стоянки тут отданы в частные руки, а по постановлению мэрии, их владелец вправе устанавливать свои цены — отъем денег у водителей не только легализован, но и отпущен на волю. В итоге у Ярославского и Ленинградского вокзалов нарезки стоянок уже вылезли почти к центру дороги, машины стоят в три, четыре и даже пять рядов, проехать мимо можно только в один ряд, и в будни, в час пик, здесь образуется огромная пробка до Третьего транспортного кольца. К приходу поездов цены на парковках поднимаются до 500 рублей за час.
Средних размеров парковка, по словам бригадира одной из стоянок Сергея Милюты, приносит реально от 1000 до 3000 рублей в час. Официально же такая парковка должна зарабатывать за это время только 200 рублей. «Неучтенка», таким образом, превышает сборы в 5—15 раз. При большей оборачиваемости (большинство занимает парковку менее часа) и в выходные «левые» доходы повышаются. «Владелец парковки свои деньги всегда имеет, — замечает Милюта, — и мы внакладе не остаемся». В день умелый парковщик на хорошем месте оставляет себе не менее $100. Помимо «естественной оборачиваемости» у парковщика есть и только ему принадлежащие места — неразмеченная площадь, тротуар, пешеходная дорожка.
Примерный расчет доходов парковок
В Москве чуть более 8000 парковок. По расценкам 10 рублей в час они приносят владельцам доход 80 000 рублей в час или 800 000 рублей за смену (большинство парковок работают по 10 часов в сутки без выходных и практически никогда не пустуют, при этом водители, как правило, останавливаются на них на срок меньше одного часа, но мы округляем и считаем, что все водители свой час используют полностью). В месяц доходы составят 24 млн. рублей ($800 000). На зарплату, налоги, субаренду земли, содержание парковок и пр. уходит $500 000. Остальное, а это примерно $300 000, оседает у операторов. Но парковки собирают за час от 50 до 150 рублей за место, т.е. в 5—15 раз больше. Соответственно, при минимальных в этом случае сборах в 50 рублей в час доходы за смену по всем парковкам составят 4 млн. рублей, а в месяц — 120 млн. рублей, или $4 млн. С вычетом накладных расходов (все тех же $500 000) у операторов каждый месяц остается $3,5 млн. За год эта цифра достигает $42 млн. Если тарифы на парковках превышают 50 рублей в час, то «карманные» доходы операторов становятся еще больше. По данным управления транспорта и связи правительства Москвы, в центре города единовременно пытаются припарковаться 30 тыс. автомобилей, а реально могут сделать это только 17 тыс., причем с комфортом (имеется в виду именно на парковках) — не более 4,5 тыс. При том что реально город получает от парковок всего 12 млн. рублей в год — $400 тыс. из $42 млн.
Московское правительство установило совершенно смешные цены на парковку:
11 рублей внутри Бульварного кольца, 10 — внутри Садового и 9 рублей — на любом другом месте в городе. Планы повысить тарифы возникали неоднократно, но официально до конца так и не реализовались. Зато их на практике превращают в жизнь парковщики — припарковаться за символические 10 рублей нельзя даже у МКАД. Это и понятно: спрос на места сейчас превышает предложение во много раз. Неудивительно поэтому, что центр города уже практически весь предусмотрительно нарезан на «машиноместа» с дорожными знаками «Платная стоянка» и парковщиками при них, не оставляя ни малейших «зазоров» для бесплатного размещения.
Актер Максим Суханов и его супруга Этери Чаландзия (вполне довольны своей домашней парковкой, но в ужасе от городской):
«Нам повезло, парковка для автомобилей находится прямо во дворе нашего дома, и наши любимые машины надежно спрятаны за железным забором. Но когда мы выбираемся в город, тут уж не до безопасности, бросаем машины где только придется — на тротуарах, в сугробах, лишь бы приткнуть».
Любовь Полищук, актриса:
«Для нашей семьи парковка, особенно зимой, превращается в полнейший кошмар. Машины стоят под окнами и страдают: несмотря на то, что мы ежемесячно платим за уборку дома и очистку крыши, на протяжении уже которой зимы у наших авто регулярно появляются вмятины на крышах от сосулек и снега. Я не говорю про парковки в городе! Нормальные парковки находятся очень далеко и в крайне неудобных местах, а в центре столицы — запредельные цены. Но нам таких денег не платят, чтобы мы могли еще и ночевку машины оплачивать».
Эдуард Бояков, продюсер:
«Сам я не забочусь об автомобиле, так как уже позаботился о себе и нанял водителя, который и занимается авто. Но предполагаю, что проблема парковки меня бы затронула в первую очередь, так как живу я на Пушкинской, а работаю на Страстном бульваре, т.е. в самом центре. И моему водителю иногда приходится часами наматывать круги, так как приткнуть машину просто негде».
Владимир Салмин Профиль
Статья о недвижимости получена: IRN.RU