Глава природоохранного департамента Москвы Леонид Бочин вчера заявил, что акватория Москвы-реки будет освобождена от всех дебаркадеров в течение года. Компаниям, использующим эти объекты, чиновник пригрозил "серьезными прокурорскими проверками". Наибольшее возмущение господина Бочина вызвали низкие цены за аренду водной поверхности и то, что эти деньги поступают в федеральный, а не в московский бюджет.
"Правительство Москвы заявляет ответственно и очень жестко: акватория Москвы-реки будет освобождена от всех дебаркадеров,-- объявил вчера глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин.-- В течение года мы с этой задачей справимся". По словам министра, сейчас у берегов Москвы-реки находятся 26 таких объектов.
По оценкам Росприроднадзора, вместе с установленными незаконно у берегов их не меньше ста.
Борьба с дебаркадерами (плавучими пристанями) в Москве началась осенью 2006 года, когда во время совместной проверки правительства Москвы и Росприроднадзора на территории Серебряного Бора был обнаружен плавучий дом. "Там не было вообще никаких разрешений, лишь документ о том, что дебаркадер сломался по пути из Ярославля в Тверь и его пришлось пришвартовать у берега,-- рассказал Ъ замглавы Росприроднадзора Олег Митволь.-- По сути, это был элитный дом на воде для интимного отдыха, канализация сливалась в воду, а электричество было подключено к ближайшему столбу". В этом году проверки продолжились: в июле у плавучего ресторана "Поплавок" на Якиманской набережной не обнаружилось документов, а работа развлекательного центра и ресторана на двух дебаркадерах на Пушкинской набережной в районе Андреевского моста была приостановлена на пять дней.
Участие в таких проверках Росприроднадзора неслучайно: согласно Водному кодексу РФ, Москва-река находится в федеральном ведении. Разрешительную документацию на размещение объектов на реке выдает подразделение Федерального агентства по водным ресурсам -- Московско-Окское бассейновое водное управление, а контроль за соблюдением законодательства выполняет Роспотребнадзор. Однако согласно новой редакции Водного кодекса, который вступил в силу 1 января 2007 года, использование речной поверхности оказалось в ведении субъекта федерации, то есть Москвы.
"Свет и воду владельцам дебаркадеров отключали, потом они обращались в суд, и коммуникации возвращали,-- рассказал Ъ один из сотрудников Московско-Окского бассейнового управления, попросивший не называть своего имени.-- Ведь у них есть лицензии и все оформленные документы. А из-за нового Водного кодекса непонятно, как их отзывать,-- эти полномочия теперь находятся у Москвы, но старые разрешения выдавали мы".
"Для ликвидации дебаркадеров будут проводиться прокурорские проверки, а также проверки на нарушение природоохранного законодательства, проверки по береговой зоне, которая относится к ведению города, так как дебаркадер не может существовать отдельно от берега",-- заявил господин Бочин. "Власти Москвы имеют полномочия, чтобы, к примеру, закрыть проход к дебаркадерам или запретить стоянку машин на набережной, и плавучим ресторанам ничего не останется, как прекратить работу",-- поддерживает его и Олег Митволь.
Столичные чиновники не скрывают, что их недовольство связано не только с невозможностью влиять на расположение дебаркадеров: арендная плата за использование реки идет не в московский, а федеральный бюджет. "Для их владельцев -- это очень выгодный бизнес, так как плата за пользование водной поверхностью в 1000 раз меньше, чем за пользование землей,-- подсчитал Леонид Бочин.-- За дебаркадер площадью от 300 кв. метров его владельцы платят в год от 9 до 20 тыс. рублей".
Директор дебаркадера "Нескучный бор" (находится около Александровского моста) Григорий Чигунов настаивает на том, что дебаркадеры находятся на федеральной реке. "Москва может лишь отключить нас от городских коммуникаций. Но это несерьезно -- существуют и альтернативные источники питания, например, дизель-генераторы",-- заявил он Ъ.
Иван Буранов Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU