Словосочетание «гастрономический бутик» вошло в обиход жителей столицы в 2004 году, когда в Москве были открыты первые магазины формата премиум – Fauchon и Hediard. С тех пор количество элитных продуктовых магазинов в столице выросло в несколько раз. Регулярно становится известно о планах открытия все новых и новых гастрономических бутиков. Насколько же перспективен данный формат для столицы?
Появление и развитие
Говоря о продуктовых магазинах формата премиум, стоит отметить, что сам термин «гастрономический бутик» употребляется исключительно в России; он появился в начале 21 века вместе с первыми слухами, касавшимися появления на российском рынке нового и неизвестного отечественному потребителю формата элитных магазинов, торгующих продуктами питания.
В Европе, на родине продуктовых бутиков, такие магазины принято называть по-французски – grandes epiceries (лавка специй) или на английский манер – gourmet shop. Употребление именно этих терминов, возможно, связано с тем, что одними из наиболее известных в мире сетей в названном сегменте можно назвать французские Hediard и Fauchon, а также английский Fortnum & Mason.
Первый Fauchon открылся в 1886 году именно как магазин по продаже изысканных специй. Впоследствии ассортимент магазина был значительно расширен владельцем, Огюстом Фошоном. Одноименная сеть насчитывает около 650 торговых точек по всему миру.
Что касается Hediard, первый магазин под таким названием был открыт торговцем фруктами Фердинаном Эдьяром в 1854 году. На сегодняшний день количество магазинов сети составляет порядка 400.
Торговый дом Fortnum & Mason был основан в 1707 году и является с тех пор поставщиком королевского двора Великобритании. Специализированный отдел, занимающийся снабжением экспедиций и сафари провизией, обеспечил продуктами питания несколько известных экспедиций 20-х и 30-х годов прошлого столетия. Так, в 1922 году для экспедиции на Эверест Fortnum & Mason приготовил запас провизии, включавший в себя 60 банок фуа-гра и 4 дюжины бутылок шампанского.
История в России
Первыми гастрономическими бутиками, появившимися на российском рынке, стали Fauchon и Hediard, открывшиеся в Москве в 2004 году. С тех пор сегмент продуктовых магазинов премиумного формата, для которых средняя сумма чека составляет порядка $ 50-60, развивался значительными темпами. Как отмечают аналитики компании Prime City Properties, появление и расширение данного формата является одной из основных тенденций развития рынка торговой недвижимости в 2005–2006 годах.
На сегодняшний день в премиумном сегменте в столице уже работают французские Vatel, Hediard, Fauchon, в июне 2005 года в Москве появился и первый магазин новой сети «Глобус Гурмэ» в ТЦ «Гименей». Регулярно появляются в СМИ и сведения о планах новых европейских компаний, работающих в сфере торговли элитными продуктами, начать свой бизнес в России.
Так, зимой текущего года стало известно о намерении французского импортера черной икры, компании Petrossian, открыть свой первый гастрономический бутик в столице до конца 2007 года. В будущем году выйти на российский рынок планирует и итальянская компания Peck, до настоящего времени управлявшая продуктовыми бутиками в Милане и в Токио.
Кроме того, о планах по открытию в Москве магазина Fortnum & Mason сообщил «Собственнику» генеральный директор ООО «Столичная торговая компания», являющегося оператором сети «Глобус Гурмэ», Андрей Яковлев. По его словам, первый московский Fortnum & Mason откроется в 2007 году, после того как будет решен вопрос выбора помещения, определится стратегия развития английской сети в России. В настоящее время продукция под брендом Fortnum & Mason уже продается в магазинах сети «Глобус Гурмэ».
В целом до конца 2007 года «СТК» намерена открыть порядка 10 магазинов на территории Московского региона, в планах компании и 2 бутика в Санкт-Петербурге. Так, новые «Глобус Гурмэ» появятся, по данным пресс-службы ГК Аркадия Новикова, в Барвихе, на Покровке, на Кутузовском проспекте в помещении бывшего магазина «Молоко», в ТЦ «Времена года» и «Неглинная Плаза».
Архитектурная специфика
Говоря о развитии формата гастрономических бутиков в России, следует отметить возникающую тенденцию к размещению магазинов премиумного сегмента в зданиях, формирующих архитектурный облик столицы и имеющих несомненное историческое значение.
Так, сеть «Седьмой континент», заявляя о планах по развитию нового, элитного формата своих магазинов, в качестве первой площадки для эксперимента назвала гастроном «Смоленский», где в настоящее время располагается супермаркет сети. Компания Bosco di Ciliegi намерена открыть собственный элитный продуктовый магазин в здании ГУМа.
О планах по предоставлению 10 000 кв. м помещений строящейся гостиницы «Москва», которая сохранит, согласно проекту, внешний облик своей предшественницы, для размещения элитного универмага заявила компания «ДекМос», занимающаяся реконструкцией отеля.
Кроме того, в здании ЦУМа в следующем году появится продуктовый бутик «Глобус Гурмэ». По словам Андрея Яковлева, в качестве реального срока открытия бутика сети в ЦУМе можно назвать первую половину 2007 года.
Перспективы
По оценке генерального директора «Столичной торговой компании», в столице на сегодняшний день насчитывается порядка 200 тыс. потребителей сегмента премиумной торговли. Вместе с тем, по мнению Яковлева, говорить о перенасыщении рынка пока преждевременно.
Комментируя планы «СТК» о дальнейшем развитии сети, глава компании отметил, что продуктовые бутики в настоящее время приносят доход, а значит, открытие новых точек, как и приход в Россию западных компаний данного сегмента, ранее не присутствовавших на рынке, экономически оправданно. «Пока есть предложение, есть и спрос. Ни один магазин в настоящее время не работает в убыток, не является сугубо имиджевым. А значит, новые гастрономические бутики будут открываться в столице и в дальнейшем», – резюмирует Яковлев.
Валерия Семенова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU