Активное развитие рынка торговой недвижимости является следствием его высокой доходности. В ежегодном индексе, отражающем инвестиционную привлекательность розничной торговли 30 стран с развивающейся экономикой (рейтинг международной консалтинговой компании A. T. Kearny), Россия второй год занимает первое место.
Однако развитие торговой инфраструктуры не успевает за увеличивающимся спросом населения, который в нашей стране удовлетворен примерно на 70 %.
Практически две трети доходов москвичи тратят на приобретение товаров и услуг, и около 40 % рынка потребления в столице приходится на крупнейших сетевых операторов, сформировавшихся на российском рынке. Наиболее развитыми в настоящий момент считают сети, специализирующиеся в сегментах товаров продовольствия, повседневного спроса, электроники и бытовой техники, товаров для дома, одежды и обуви (особенно спорттовары), товаров для детей. Серьезные темпы роста демонстрируют также сети ресторанов быстрого питания, сети фитнес-клубов и спортивно-оздоровительных комплексов. В данной статье представлена информация о состоянии и тенденциях развития крупнейших московских сетевых операторов, подготовленная компанией Becar. Commercial Property.
Форматы торговых объектов Москвы
Среди торговых объектов, представленных на московском рынке, выделяют пять основных форматов: моллы, торговые центры, универсальные магазины (товары повседневного спроса), магазины cash&carry, специализированные магазины. При этом универсамы работают как в обычном формате, так и формате дискаунтера.
Моллы. Это крупные торговые центры современного формата. Моллом называют не каждый торгово?развлекательный комплекс, ведь последний должен отвечать концепции, объединяющей в себе лучшие современные разработки архитектуры, дизайна, строительства, и представлять наиболее полный спектр товаров. По западным стандартам молл — это крупный торгово?развлекательный комплекс с внушительным набором бутиков различных специализаций, развитой инфраструктурой (оформленные торговые галереи, фуд-корты, развлекательные центры и др.). К крупнейшим моллам относят «Мегу-1» (Теплый Стан), «Мегу-2» (Химки), «Крокус Сити Молл».
Торговые центры. В настоящее время в Москве действует более 100 торговых центров, большинство из которых — объекты нового строительства и объекты, прошедшие ребрендинг. Наряду с ними работают функционально устаревшие центры советского формата. Наиболее известными из них считают ГУМ, ЦУМ, ТЦ «Петровский пассаж», «Охотный Ряд», «Галерея Актер». Около 20 торговых центров, планируемых к открытию в 2005–2006 годах, находятся в стадии строительства.
Универсальные магазины (товары повседневного спроса). Торговые центры предлагают универсальный набор товаров повседневного спроса (продукты и товары бытового назначения). Магазины представлены в форматах шаговой доступности (соседские универсамы), гастрономические бутики, супер- и гипермаркеты.
Магазины шаговой доступности (универсамы) предлагают ограниченный ассортимент товаров и рассчитаны на частое посещение представителями среднего и экономкласса. Данный формат наиболее востребован и наименее развит, особенно в новых районах Москвы.
Гастрономические бутики рассчитаны на состоятельных посетителей и VIP-клиентов. Они предлагают ограниченный эксклюзивный ассортимент, часто специализируются на конкретной товарной группе (чай, кофе, элитный алкоголь).
К супер- и гипермаркетам относят сети «Патэрсон», «Перекресток», «Рамстор», «Ароматный мир», к дискаунтерам — «Копейку», «Пятерочку», «Дикси». Их отличает расширенный ассортимент товаров, самообслуживание и различные программы повышения лояльности покупателей.
Дискаунтеры — магазины, работающие в экономичном формате (преимущество — низкие цены за счет значительных объемов закупок и быстрой оборачиваемости складских запасов). Основной принцип магазина, работающего в данном формате, — увеличение торгового оборота за счет максимального количества товаров и числа покупателей. В России подобные магазины особенно популярны как у покупателей, так и у торговых операторов.
Магазины cash&carry — торговые центры, ориентированные на мелкооптовых покупателей. Основной акцент делают на низкие цены. Сходны с магазинами формата дискаунтер. Площадь торгового зала должна быть не менее 5 тыс. кв. м. На московском рынке в этом формате активно работает Metro cash&carry.
Специализированные магазины — магазины спортивных товаров, одежды, бытовой техники и электроники, товаров для детей, магазины товаров для дома, парфюмерные магазины, рестораны фаст-фуд, оздоровительные комплексы и фитнес-центры. К наиболее известным относят: «Детский мир», «Спортмастер», «М. Видео».
Московские сетевые операторы: планы по развитию торговых сетей
В Москве действуют магазины товаров повседневного спроса (универсамы, супер- и гипермаркеты).
Aushan (французская сеть) работает в столице с августа 2002 года. Планирует построить торговый центр на крупном земельном участке рядом с г. Пушкино на 28?м километре Ярославского шоссе. «Ашан» претендует на участок 45,5 га вдоль Ярославского шоссе. В 2006 году здесь возведут целый торговый город. Так, 18 тыс. кв. м займет «Ашан», рядом расположится магазин товаров для дома Leroy Merlin и спортивный гипермаркет Decathlon.
На территории завода им. Орджоникидзе (пересечение Третьего транспортного кольца и Ленинского проспекта) в будущем торговом комплексе построят двухэтажный «Ашан» площадью около 25 тыс. кв. м. Возведение гипермаркета станет частью проекта развития территории завода. Рядом с ним построят деловой и гостинично?торговый центр площадью 400 тыс. кв. м. В течение нескольких лет «Ашан» планирует возвести примерно десять торговых комплексов на территории Москвы и Московской области.
Atac, Elea — сети гипермаркетов, которые Aushan Group запускает в Москве. Площадь Atac составит до 5 тыс. кв. м, Elea — до 1–1,5 тыс. кв. м. Супер-маркеты этих сетей по оформлению и товарным группам близки к «Седьмому Континенту» и «Перекрестку». Предположительно магазины, предлагающие товары в ассортименте, расположат в торговых центрах. Сеть будет развиваться и путем приобретения существующих супермаркетов.
Carrefour — французский ритейлер, который присматривается к российскому рынку. В 1998 году он должен был открыть два магазина (на Кутузовском проспекте и около Курского вокзала), однако из?за кризиса этого не произошло. В настоящее время интерес французской сети к московскому рынку возобновился.
Fauchon, Hediard — французская сеть элитных гастрономов. В ближайших планах — открытие трех магазинов в Москве и выход на рынок Санкт-Петербурга.
Real — супермаркеты, которые Metro планирует в ближайшее время открыть в Москве. Сеть Metro намерена инвестировать в экономику России в течение нескольких лет до одного миллиарда евро.
Ramstore работает в Москве с 1997 года в следующих форматах: магазины у дома (convenient store), супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры. В зависимости от этого ассортимент насчитывает от 10 до 35 тысяч наименований. В России 38 торговых центров, 30 из которых расположены в Москве и Московской области (семь торговых и 23 супер- и гипермаркета), а семь гипермаркетов и один торговый центр открыты в регионах России. Самый большой объект сети — торгово?развлекательный центр «Москва-Сити» (общая площадь — 72 тыс. кв. м.). В 2005 году на Севастопольском проспекте откроют торговый центр общей площадью 55 тыс. кв. м. Началось строительство первого крупнейшего торгово-развлекательного комплекса «Рамстор» с собственным аквапарком, гипермаркетом и множеством магазинов (общая площадь составит около 120 тыс. кв. м), которое завершат в 2006 году. Предположительно к концу 2005 года торговая сеть будет включать 50 объектов.
Mark&Spenser — одна из крупнейших розничных сетей в мире. Осуществляет деятельность в сфере розничной торговли одеждой, продуктами питания, аксессуарами и товарами для дома. Сеть представлена в 30 странах (более 600 магазинов). Первый универмаг (площадь — 1,4 тыс. кв. м) откроют на втором этаже ТЦ «Фестиваль» (Мичуринский проспект). Руководство сети считает московский рынок очень перспективным.
Metro работает в столице с октября 2001 года. В формировании ассортимента (20 тысяч позиций) участвуют 1500 поставщиков. Торговые площади достигают 10 тыс. кв. м. В Москве расположено шесть оптовых центров, в Санкт-Петербурге — три. В регионах, где в ближайшие месяцы запланировано открытие четырех гипермаркетов, функционирует шесть магазинов. У компании большие планы по завоеванию московского и российского рынков.
Wal-Mart — американский ритейлер, который планирует начать работу в Москве. (Существует вероятность приобретения московской сети «Бин».)
«АБК» — сеть соседских универсамов, созданная в 1997 году. Сети принадлежат 25 магазинов в Москве с развитой инфраструктурой (собственный распределительно-логистический центр и транспортная компания). Запланировано открытие еще около пяти магазинов.
«Авоська» работает с 1999 года. В настоящее время в сети 23 магазина-дискаунтера. Запланированы расширение сети и региональная экспансия.
«Азбука вкуса» на московском рынке существует с 1992 года (первый магазин «Деликатесы» на Кутузовском проспекте). Владеет сетью компания «Городской супермаркет». В компанию входят также бутики алкогольной продукции «Коллекция вин», музыкальный бутик «Dеликатесы stereo». В планах компании в ближайшие два-три года расширить торговую сеть до 15–20 магазинов. В настоящий момент компания ведет поиск подходящих помещений.
«Ароматный мир» — крупнейшая в России специализированная сеть винных супермаркетов. На московском рынке существует с 1998 года (первый проект магазин формата cash&carry в Филях). Все 102 магазина (из них 56 в Москве) работают в десяти регионах России. Сеть имеет собственный распределительный центр. «Ароматный мир» — пионер франчайзинга в России. Сеть активно растет, запланирован постоянный ввод новых магазинов.
«Билла» — сеть, состоящая из 19 супермаркетов. По прогнозам в ближайшие несколько лет откроют 70–80 супермаркетов.
«Геркулес» — сеть семейных магазинов, работающих в формате экономичного супермаркета (ассортимент — 3,5 тысячи наименований). На рынке существует с 2000 года. В настоящее время насчитывает 23 магазина в Москве и Московской области. В планах — открытие новых магазинов. О выходе в регионы торговая сеть пока не заявляет, считая рынок Москвы и Подмосковья наиболее привлекательным.
«Глобус Гурмэ» — новая сеть на московском рынке. Компании принадлежит один гастроном (площадь 750 кв. м, в ТЦ
Гименей»). Формат сети похож на «Калинку Стокманн» и «Азбуку вкуса».
«Дикси» создан в 1998 году. Работает в формате мини?супермаркета (средняя площадь около 400 кв. м). В России 87 магазинов, 42 из которых расположено в Москве. Сеть планирует создать собственные товарные марки, которые будут выпускать на специально отобранных предприятиях, что приведет к снижению цен.
«Карусель» откроют в 2005–2006 годах в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Челябинске (в настоящее время два гипермаркета работают в Санкт-Петербурге и Выборге).
«Копейка» создана в 1998 году. Общая площадь магазинов составляет 25 тыс. кв. м. Всего у сети 107 магазинов, при этом в Москве и регионах запланировано открытие еще 20 супермаркетов.
«Матрица» — башкирская сеть гипермаркетов, которая планирует занять долю московского рынка. Первый гипермаркет открылся весной 2005 года. Его площадь составила 4,2 тыс. кв. м.
«Мосмарт» работает в столице с лета 2003 года. В ближайшее время откроют еще три гипермаркета в Москве. В дальнейшем запланировано по три-четыре гипермаркета в год в Москве и регионах (в городах с населением более одного миллиона человек), где известен под брендом «Росмарт».
«Незабудка» — челябинская розничная сеть, которая в 2006–2007 годах объявила о планах выхода на московский рынок. В 2006 году «Незабудка» готова инвестировать в развитие розничной сети около 29 млн. долл. (приоритетным назван московский рынок). В течение 2006 года предполагают открыть семь магазинов формата универсам, к 2007 году число магазинов доведут до 24.
«О’кей» — петербургская сеть гипермаркетов, которая планирует выйти на столичный рынок и открыть в Москве два гипермаркета.
«Патэрсон» — оператор сети «Омега-97», представляющий собой крупнейшую розничную сеть. На рынке существует с 1998 года. Оборот сети составляет около 140 млн. долл. В состав сети входит 46 универсамов (22 в Москве, два — в Подмосковье, остальные — в регионах). Формат сети — супермаркет. В 2005 году планируют открыть 20 магазинов.
«Перекресток» работает в двух форматах: магазин шаговой доступности, супермаркет. Компании принадлежит 76 магазинов. В ближайшее время планирует открытие 30 супермаркетов в Москве и регионах.
«Пятерочка» — 555 супермаркетов экономкласса в Москве и регионах. Сеть планирует создать огромные супермаркеты (большие, чем деятельность в текущем формате), а также открыть магазины в торговых центрах. Всего запланировано открытие до 150 магазинов в Москве и регионах. К 2005 году число магазинов доведут до 650. Владелец сети развивает также сеть гипермаркетов «Карусель».
«Самохвал» — торгово?строительный холдинг, основанный в 2001 году, который включает в себя сеть розничных магазинов и строительную компанию, занимающуюся возведением объектов с нуля и ремонтом объектов сети. Сеть состоит из 45 магазинов общей площадью 25 тыс. кв. м. В ближайшей перспективе число магазинов планируют довести до 100. В настоящее время в Протвино (Московская область) ведут строительство торгового комплекса «Гипермаркет-Самохвал» в трехэтажном здании (торговая площадь — 9 тыс. кв. м), который по прогнозам откроют в IV квартале 2005 года.
«Седьмой Континент» работает в трех форматах: магазин шаговой доступности, супермаркет, гастрономический бутик. У компании 81 магазин разных видов: «Пять звезд» — 20, «Седьмой Континент — Универсам» — 29, «Седьмой Континент — Семь шагов» — 32 магазина. В ближайшее время запланировано открытие пяти супермаркетов на станциях метро
Перово», «Бибирево», «ВДНХ», «Проспект Вернадского», «Площадь Ильича».
«12 месяцев» существует на рынке с 1999 года. Сеть насчитывает 14 супермаркетов в Москве и один в Обнинске (Калужская область). Сеть — инициатор проекта торгового дома «Центральный» в 18 городах Центрального федерального округа. Запланировано открытие 18 супермаркетов в областных центрах.
Специализированные сетевые магазины
Московский рынок продовольственного сегмента в 2005 году
Основные характеристики | Формат магазина | ||||
---|---|---|---|---|---|
Магазин шаговой доступности (соседский универсам) | Гастрономический бутик | Супермаркет | Гипермаркет | Сash&carry | |
Объем рынка | 29 % | 1 % | 52 % | 10 % | 8 % |
Формат | Обычный и дискаунтер (товары по-вседневного спроса, ограниченный ассортимент) | Эксклюзивный ассортимент, повышенные требования к качеству и уровню сервиса | Обычный и дискаунтер (расширенный ассортимент товаров по относительно доступным ценам) | Обычный и дискаунтер | Обычный и дискаунтер |
Целевая аудитория | Средний класс и экономкласс (посещение — несколько раз в неделю) | Состоятельные клиенты | Семья со средним достатком. В наиболее дорогие супермаркеты ходят люди со средним достатком и выше (посещение — два-три раза в неделю) | Семья со средним и высоким достатком (посещение — один раз в неделю) | Мелкие оптовики. Официально с частными лицами Metro не работает, неофициально до 60 % покупателей — частные лица |
Номенклатура | Около 3–3,5 тысяч наименований | Эксклюзивные продукты и сопутствующие товары | 10–20 тысяч наименований | Не менее 30 тысяч наименований | Расширенный ассортимент — более 20 тысяч наименований |
Площадь, тыс. кв. м | 0,2–0,6 | Произвольная | 3–5 | Свыше 5 | Свыше 5 |
Средний чек, тыс. руб. | 0,25 | Свыше 1,5 | 0,3–0,4 | Свыше 1,5 | Свыше 1,5 |
Терминал | Один-два | Не менее двух | Не менее пяти?семи | Не менее 20 | Не менее 20 |
Расположение | В жилых кварталах | В элитных жилых кварталах, в центре города | В жилых кварталах | За пределами МКАД | За пределами МКАД |
Наиболее крупные розничные сети | «Семь шагов» («Седьмой Континент», «Мини-Перекресток» («Перекресток»), «АБК» | «Пять звезд» («Седьмой Континент»), «Азбука вкуса», «Калинка Стокманн» | «Рамстор», «Седьмой Континент», «Патэрсон», «Перекресток», «Билла» | «Ашан», «Мос-март», «Рамстор» | «Метро» |
Сетевые магазины детских товаров, которые специализируются на розничной продаже детской одежды и сопутствующих предметов: Banan-a-mama, Mothercare, «Детский мир», «Кенгуру», «Кораблик», Sweet mama.
Спортивные торговые сети продают одежду, обувь и инвентарь для занятий спортом в розницу. В Москве существует около десяти спортивных операторов, имеющих более двух спортивных магазинов. К наиболее крупным относят «Спортмастер», «Пан Спортсмен», «Дельта Спорт», «Спорт Сити», «Профи», «Высшая лига», «Джимс и Тоник», а также монобрендовые магазины Reebok, Nike, Adidas, Puma.
Тенденция рынка — переход покупателей от монобрендовых магазинов к мультибрендовым. В результате происходит стремительное развитие сетевых магазинов данного профиля.
Существует два основных вектора развития сетей:
универсализация — магазины укрупняются, увеличиваются торговые площади;
появление больших спортивных магазинов в гипермаркетах.
В планах всех компаний — открытие магазинов с площадями не менее 1 тыс. кв. м.
Торговые сети по продаже электронной и бытовой техники специализируются на розничной продаже качественной бытовой, компьютерной техники и электроники: «Белый ветер», Kingfisher, «Мир», «М. Видео», «Техносила», «Техношок «Телемакс», Media-Markt, Saturn, «Эльдорадо».
Торговые сети по продаже одежды: «Глория Джинс», Stradivarius, Zara, Vassa, Atlete’s foot, ГУМ (включая сеть «Стильный город»), Bosco di Ciliegi, «Джамилько», «Мега», Stockmann, «Джинсовая Симфония», Next.
Торговые сети по продаже товаров для дома: Art de Vivre, Leroy Merlin, Marktkauf, Mr. Doors Home Decor, OBI, «Аллегро-классика», «Диваны Тут», «Икеа», «Крафт», «Партия-Домино», «Стройбург», «Соло», «Феликс», «Фронда», «Шатура-мебель», «Юнитекс».
Планы правительства
Подготовлен перечень 69 рынков, которые преобразуют, при этом 23 специализированных рынка сохранят. Для социальной поддержки москвичей откроют 325 магазинов-дискаунтеров. (В настоящее время в столице функционирует 233 подобных предприятия.) Программа предполагает организацию специализированных магазинов, торгующих определенным видом товаров. В Москве запланированы строительство сети складов cash&carry для мелкооптовой торговли непродовольственными товарами, а также реконструкция существующих магазинов и организация в каждом округе магазинов шаговой доступности.
Намечено создание девяти крупных торговых зон. В районе МКАД за счет сноса плоскостных гаражей и строительства на их месте многоярусных паркингов разместят крупные торговые объекты.
Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU