За год с того момента, как 22 июля 2005 года закон "Об ОЭЗ в РФ" вступил в силу, чиновники РосОЭЗ и МЭРТа успели проделать, без преувеличения, большую работу. Несколько месяцев ушло на подготовку и проведение конкурса по ОЭЗ, и 21 декабря 2005 года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление правительства о создании шести зон.
Напомним, четыре из них технико-внедренческие (в Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге и Томске) и две промышленно-производственные (в Липецкой области и Елабуге).
Вчера же прямо в зале заседания правительства первый вице-премьер Дмитрий Медведев, замещавший находящегося в отпуске Михаила Фрадкова, вручил генеральному директору "Северсталь-авто" Вадиму Швецову первое свидетельство резидента особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга" в Елабуге. В этой зоне "Северсталь-авто" собирается запустить сборку коммерческого автомобиля Fiat Ducato. Планируется, что в год будет производиться 75 тыс. автомобилей.
Герман Греф на заседании сообщил, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на создание рекреативных ОЭЗ. По
его словам, проект соответствующего постановления находится на подписании у премьера и в течение недели с момента подписания конкурс будет объявлен. Правда, министр оговорился, что "мы сейчас еще не знаем, сколько рекреационных зон будет и что в них планируется создать". Сам Герман Греф предложил развивать в этих зонах туризм, но ему мешают
частники.
"У нас на самых 'золотых' местах, на самых выгодных земельных участках, на которых должны развиваться самые выгодные и доходные объекты недвижимости, развития туризма, сейчас ведется частная застройка. Мы должны это остановить",– заявил министр. Он предложил "озонировать" и "отобрать лучшие" территории вокруг озера Байкал, Телецкого озера и на Черноморском побережье.
Из доклада министра также следовало, что наиболее сложным вопросом оказалась организация финансирования особых зон. Главным тормозом могло стать Федеральное казначейство, работать с которым крайне сложно, и государственные деньги могли поступать неравномерно или просто с задержкой. Руководителю РосОЭЗ Юрию Жданову удалось создать систему финансирования зон в обход казначейства – распределять федеральные деньги между шестью зонами и выступать основным подрядчиком строительных работ будет государственное ОАО ОЭЗ (см. Ъ от 17 апреля). Как подсчитал на заседании правительства министр финансов Алексей Кудрин, на создание уже одобренных проектов особых экономических зон на период до 2010 года будет потрачено всего 78 млрд рублей, из них из федерального бюджета – 43 млрд рублей.
Как утверждал Герман Греф, к концу 2007 года большая часть инфраструктуры зон будет построена. Таким образом, даже по сравнению с Китаем и Индией ОЭЗ в России создаются достаточно быстро. Этим странам от принятия законодательства до запуска производств в зонах, по оценкам Всемирной ассоциации свободных экономических зон WEPZA, понадобилось от трех до пяти лет.
Российских и иностранных компаний, объявивших о желании работать в российских особых зонах, действительно много. Среди них, например, Boeing, Motorola, General Motors, Siemens, Alcatel. Правда, на сегодняшний день зарегистрированных резидентов в ОЭЗ немного. В технико-внедренческих по одному-два: в Томске – ООО "Научно-исследовательская организация 'Сибур-Томскнефтехим'", в Зеленограде – АО "Зеленоградский инновационно-технологический центр" и ООО "Альфачип", в Санкт-Петербурге – ЗАО "Транзас" и ЗАО "Транзас Технологии", в Дубне – ООО "НТЦ 'АпАТэК-Дубна'" и ООО "Люксофт Дубна".
На этом эпопея с ускоренным созданием ОЭЗ в России не закончится: до конца 2006 года в России появятся еще туристско-рекреационные и портовые зоны. Герман Греф на заседании правительства даже публично попросил Алексея Кудрина не препятствовать прохождению закона о портовых зонах в Госдуме. После 2008 года, по словам господина Грефа, можно будет подвести итоги создания ОЭЗ и он надеется на то, что "такой режим заработает на всей территории страны".
Впрочем, успех российских особых зон гарантировать не в силах никто. "Есть общее правило: десятки стран мира за последние 50 лет использовали механизм особых зон. В большинстве случаев он был довольно неудачен. Однако все успешные национальные рывки вперед опирались на использование ОЭЗ",– отметил в разговоре с Ъ ректор Академии народного хозяйства, председатель экспертной комиссии по промышленно-производственным зонам при МЭРТе Владимир Мау.
Алексей Шаповалов, Петр Нетреба Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU