Насыщенность Москвы розничными сетями не всегда отпугивает региональных ритейлеров. Среди смельчаков оказалась новосибирская сеть “Квартал”. Как стало известно “Ведомостям”, до конца года она собирается открыть 30 супермаркетов и “магазинов у дома” в Москве. Правда, в столице ритейлеру придется работать под другой маркой: здесь уже работает сеть “Квартал” калининградской группы “Виктория”.
Новосибирская сеть “Квартал” насчитывает 40 одноименных супермаркетов и 15 “магазинов у дома” “Мини-квартал”.
По данным ЕГРЮЛ, единственный владелец ООО “Сеть магазинов “Квартал” — предприниматель Людмила Кожемякина. По тем же данным, она единственный учредитель еще 18 предприятий оптовой и розничной торговли в Новосибирске и Новосибирской области (сеть магазинов по продаже алкоголя “Крепость”, магазин “7 звезд”, ООО”Рекламная группа “Крепость”, “Камин”, “Кремень”, “Балтика”, “Рябинка-95”, “Карьер”, “Лето”, “Русич”, “Кинофототовары”, “Универмаг Левобережный — 2000”, “Угольразрез”, “АСиО”, “Полет”, “Арк”, “Магазин “Тепличный”, “Кронверк”). Оборот всех компаний Кожемякиной не раскрывается. По оценкам участников рынка, только розничные сети “Квартал”, “Мини-квартал” и “Крепость” (всего 101 магазин) приносят владельцам $140-150 млн выручки в год.
До конца года сеть “Квартал” откроет в Москве 30 магазинов, рассказал “Ведомостям” управляющий сетью в Новосибирске Александр Рожавский. По его словам, сеть будет работать в столице в трех форматах: супермаркеты (торговой площадью около 600 кв. м), “магазины у дома” (150-200 кв. м) и мини-маркеты “за углом” (50-150 кв. м). “Рынок продуктовой розницы в Москве все еще далек от насыщения”, — объяснил Рожавский причины выхода в столицу. По его словам, магазины будут открываться на арендованных площадях, а помещения под супермаркеты компания планирует приобретать в собственность.
Первый магазин откроется уже в апреле, добавляет Рожавский. Эти планы подтвердил коммерческий директор московского представительства сети “Квартал” — ООО “Кварта” — Богдан Несен, уточнивший, что на московском рынке сеть будет развиваться под другим брендом. “Нас могут перепутать с калининградской сетью "Квартал" группы "Виктория". И хотя мы зарегистрировали товарный знак "Квартал" раньше калининградцев, в Москве решили не конфликтовать за бренд и запустить новую марку”, — говорит Несен. Ее название руководство “Квартала” не разглашает, ссылаясь на незавершенность процедуры регистрации товарного знака, но отмечает, что другие свои розничные бренды — “Крепость” и “7 звезд” — выводить в Москву не планирует.
Впрочем, если бы новосибирский “Квартал” появился в Москве, конфликта с калининградской “Викторией” у ритейлера и не случилось бы, утверждает специалист “Виктории” по брендингу Евгений Назаров. “Новосибирский "Квартал" действительно был зарегистрирован чуть раньше, но за нами закреплен товарный знак "Квартал. Виктория" — и на всех магазинах нашей сети в ближайшее время появится именно такая вывеска, с двумя брендами”, — говорит Назаров. “Виктория” вывела свою сеть продуктовых магазинов “Квартал” в Москву в конце 2004 г., открыв за это время в столице свыше 100 супермаркетов. Развиваться такими же темпами новосибирской сети в Москве будет трудно — конкуренция в сегменте супермаркетов и “магазинов у дома” обостряется, считает Назаров. Наименее насыщенный сегмент в Москве — продуктовые мини-маркеты площадью 50-150 кв. м — острый дефицит таких помещений наблюдается в спальных районах, где можно рассчитывать на низкую ставку аренды — от $600 за 1 кв. м в год, говорит консультант отдела торговых помещений компании Jones Lang LaSalle Татьяна Борисова. В более крупных форматах аренда обойдется “Кварталу” не ниже чем в $1000-1500, уточняет она. Представители “Квартала” инвестиции в развитие московской сети не раскрывают.
Из регионов — с торговлей
Самый успешный пример экспансии регионального ритейлера в Москву — выход на рынок сети питерских дискаунтеров “Пятерочка”. Первый магазин сети открылся в Москве в 2001 г., сейчас объединенная компания “Пятерочки” и “Перекрестка” Х5 Retail Group лидирует на розничном рынке с оборотом свыше $3,4 млрд. В 2004 г. в Москву вышла калининградская группа “Виктория” с тремя розничными форматами — супермаркетами “Виктория”, магазинами у дома “Квартал” и дискаунтерами “Дешево”. Сейчас на Москву приходится более 50% выручки компании ($607 млн в 2005 г). С середины прошлого года в Москве начала открывать продуктовые универсамы калининградская “Вестер” (13 магазинов).
Мария Плис, Елена Богданова Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU