В Москве все больше зданий и сооружений получают статус памятников архитектуры и истории. И все больше на их месте строится торговых центров, развлекательных комплексов и многоэтажных домов. Каким образом эти противоречивые тенденции умудряются сосуществовать в границах одного города, хорошо иллюстрирует пример застройки площади перед станцией метро "Университет". На днях станцию вместе с наземным павильоном признали памятником архитектуры.
Целый месяц обитатели домов, расположенных вблизи восточного павильона станции метро "Университет", собирали подписи под обращением к властям, с тем чтобы станцию признали памятником архитектуры.
Цель гражданской инициативы проста: на площади перед станцией планируется построить огромный торговый комплекс, а павильон метро "закопать" внутри.
Сутки накануне 1 августа активисты жили как на иголках. По слухам, в этот день подходы к метро должны перегородить строительным забором, многочисленные лотки и палатки изгнать вон. После чего населению придется пользоваться западным входом в метро "Университет".
Слухи не подтвердились. Больше того: 1 августа самая активная защитница "Университета" получила заказной почтой письмо из мэрии Москвы. "... Согласно решению Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям от 27.06.2007 N 209 в число выявленных объектов культурного наследия включена "станция "Университет" Московского метрополитена (Кировско-Фрунзенская линия, 1959 г.) по адресу: пл. Джавахарлала Неру..." - гласит письмо из мэрии.
- По Венецианской хартии объект старше 40 лет может быть признан архитектурным памятником, - объяснили "Известиям" в Москомнаследии. - Часть станций Московского метрополитена имеют этот статус. Охранный статус распространяется на весь комплекс: платформу, вестибюли, а также надземную часть. Это означает, что павильон - надземная часть - не может быть разрушен. Также он не может надстраиваться или встраиваться в другое здание.
Однако вряд ли площадь перед метро "Университет" останется во власти мелких уличных торговцев и не обрастет мощными стенами инородного новостроя - как предполагается проектом. Надземная часть станции метро "Сокол" (восточный павильон) уже обложена с трех сторон торговым центром "Метромаркет". На крыше павильона "Театральной" - "Площади Революции" планируется разместить ресторан. А эти станции тоже памятники.
Впрочем, 7 с лишним тысяч подписей, собранных активистами, отнюдь не являются подтверждением народного единомыслия.
- Нам здесь вместо этого рынка нужен хороший большой супермаркет, - отвечает корреспонденту женщина, отходя от палатки с мясом птицы, - но только дешевый! "Рамстор" неподалеку открыли, но многим он не по карману. Про "Университет" - мне все равно, снесут станцию или нет. Главное, чтобы метро было. Нет, главное - это чтобы Черемушкинский рынок снова открыли!
Черемушкинский рынок, закрытый несколько месяцев назад навсегда, дружно оплакивают все. Павильон же "Университета" - принципиальные болельщики за культурное наследие, а из местных - жители домов, примыкающих к площади у метро. Понятно, жить по соседству со стройкой, а потом в 20 метрах от четырехэтажного сооружения не хочется. Рынок - хаотичный, нечистый - привычнее. К тому же он вправду актуален: даже утром буднего дня здесь толпы.
Как ни крути, какая-то торговля у метро "Университет" не помешает. Вопрос в том, какая именно.
- Два одинаковых павильона метро "Университет", симметрично расположенных по сторонам проспекта Вернадского, представляли собой цельный архитектурный ансамбль, - напоминает директор Государственного музея архитектуры Давид Саркисян. - В нескольких метрах от западного павильона соорудили какое-то убожество (торговый центр "УниверСити". - "Известия"), поначалу многие думали, что это времянка. Теперь стало известно, что навсегда. Значит, чтобы сохранить ансамбль, нужно и на другой стороне построить то же самое?! Словом, есть проблема.
На свежий взгляд (тех, кто в том районе не живет и в тамошних рынках-магазинах не нуждается) лучше всего здесь смотрелся бы сквер - как и было до 90-х годов. Его остатки все еще обрамляют края площади. А убожество на другой стороне можно симметрично прикрыть липами и тополями. Ради ансамбля.
Станции подземки - памятники архитектуры
К ним относят все станции Кольцевой линии; часть станций Замоскворецкой линии - от "Сокола" до "Автозаводской"; часть станций Арбатско-Покровской линии: "Площадь Революции", "Арбатская", "Бауманская", "Электрозаводская", "Семеновская", "Партизанская" (бывшая "Измайловский парк"); часть станций Сокольнической линии: "Кропоткинская", "Парк Культуры", "Воробьевы горы", "Университет" и некоторые другие.
Юлия Игнатьева Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU