На рынке наступает эра просвещенного потребителя. В борьбе за клиента застройщики соревнуются не столько в размерах квартир и стоимости квадратного метра, сколько в разнообразии социально-бытовых объектов и инфраструктуры. Они «начиняют» современные дома супермаркетами и сервисными службами, собственными фитнес-центрами и аквапарками. Правда, уже переехав, владельцы квартир понимают, что некоторые объекты инфраструктуры могут приносить им дополнительные неудобства и проблемы. Корреспонденты «Дома и квартиры» рассказывают, какие объекты для жилья бизнес-класса обязательны, а от каких лучше отказаться.
Супермаркет – за ворота
Пожалуй, одна из самых главных примет времени – отказ от крупных супермаркетов, салонов бытовой техники и спортивных центров, которые еще совсем недавно входили в число обязательных объектов инфраструктуры большинства многоквартирных комплексов. Традиционно считалось, что они повышают ликвидность дома. Но после того как первые новоселы пожили в этих домах 2–3 года, стало очевидно: от магазинов, открытых для всех желающих и почти 24 часа в сутки, больше проблем, чем пользы. Для многих жильцов супермаркет в доме обернулся лишней головной болью. Поэтому в последние год-полтора, когда повышенное внимание стало уделяться безопасности, наметилась новая тенденция – крупные объекты инфраструктуры располагаются теперь в непосредственной близости от жилья, а на территории комплекса сохраняются лишь те, доступ к которым имеют только жители дома.
Безопасность с умом
Эксперты говорят, что в хороших домах система безопасности должна полностью соответствовать европейским стандартам. Что они подразумевают под этим емким названием?
«Организацию охраны современного элитного и бизнес-жилья можно разделить на три уровня, – рассказывает управляющий директор компании Blackwood Марина Макарова. – Первый уровень – это охрана периметра и территории комплекса. Должно вестись круглосуточное видеонаблюдение за всей придомовой территорией, по периметру дома, за воротами для въезда автомобилей, за паркингом, лифтами, входами и вестибюлями, лестничными пролетами и холлами всех жилых этажей, зонами общего пользования. Все данные выводятся на пульт охраны, а в отдельных элитных домах осуществляется ретрансляция в квартиры».
На втором уровне в дело вступают служба консьержа, домофон и чип-карты. Свободный проход на территорию дома должны иметь только его жильцы, у которых есть персональная чип-карта. Гости связываются с хозяевами через домофон и должны регистрироваться у охраны или консьержа. В некоторых комплексах они даже не могут подняться в квартиру без сопровождения хозяина. В малоквартирных домах, где на этаже находится по одной квартире, попасть на свой этаж можно только с помощью чип-карты. Это называют разграничением доступа.
И, наконец, третий уровень – это квартирная сигнализация. Она устанавливается по желанию владельца, если это не «умный» дом, где квартирная сигнализация – часть технической начинки здания. Но об этих сооружениях – чуть ниже. Охрана «изнутри» – это всевозможные датчики. Они устанавливаются в квартире и реагируют на движения, звуки, проникновение. В отсутствие хозяев электроника может сама включать попеременно свет в разных комнатах, имитировать звуки, лай собаки, детский плач – словом, создавать видимость присутствия людей.
Искусственный интеллект
Сейчас появляется все больше зданий с элементами «умного» дома. Компьютерная система интеллектуального здания собирает информацию о состоянии дома (уровне влажности, освещенности, состоянии микроклимата) и в зависимости от этого корректирует работу всех инженерных систем. Например, при пожаре она отключит вентиляцию и включит систему пожаротушения. В по-настоящему интеллектуальном здании должно быть не менее 30 компьютерных систем: управление лифтами, вентиляцией, кондиционированием, энергопитанием, подача холодной и горячей воды, телефонная связь, доступ в Интернет, локальная сеть, охранная и пожарная сигнализации, системы ограничения доступа в помещения, внутреннее видеонаблюдение, контроль освещения и использования электроэнергии и коммунальных ресурсов …
Но пока застройщики нередко ограничиваются простейшим оборудованием – например, системой пожаротушения и контроля расходов электроэнергии – и смело называют свое здание интеллектуальным. Впрочем, никакая суперначинка не спасет, если окажется в руках непрофессионалов.
«Любая экстренная ситуация – авария или пожар – должна решаться быстро и четко. Особенно это важно в высотных комплексах. Поэтому следует поинтересоваться, будет ли в комплексе собственная служба эксплуатации и где она расположится», – советует PR-менеджер холдинга «Капитал Груп» Ирина Иваненко. – Современным домам необходимо квалифицированное и грамотное управление, ведь от профессионализма управляющей компании зависит безопасность и комфорт жильцов».
Каждой машине – свое место
Обязательный объект инфраструктуры современного жилого комплекса – многоуровневый подземный паркинг с системой видеонаблюдения и КПП на въезде. В идеале на каждую квартиру должно приходиться хотя бы одно машиноместо. Желательны еще автомойка и стоянка для гостей. Также должны быть нормальные транспортные подъезды к дому.
Лучше обойтись без бассейна
Раньше бассейны считались удачной находкой проектировщиков, и граждане охотно покупали квартиры с перспективой водных процедур на дому. Но время показало, что такие проекты – не для нашего климата. В жилых помещениях возникала повышенная влажность, и испарения хлора ощущались обитателями квартир на нижних этажах. То, что это небезопасно для здоровья людей, объяснять не надо. Один из таких примеров – бассейн в комплексе «Золотые ключи-1».
Павел Чернышов Новые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU