Город Жуковский, крупнейший российский центр авиационной науки и техники, расположенный в 32 км к юго-востоку от столицы, — один из самых красивых, благоустроенных и зеленых городов Подмосковья. У него, как и у любого другого населенного пункта нашей страны, своя история и внешний облик, свои проблемы и достижения.
Исторические факты
В древности здесь были глухие места с множеством озер и болот. Огромные лесные массивы тянулись от села Быково до реки Москвы.
Первые поселения появились в этом районе в начале XX века, когда владелец Московской железной дороги Николай Карлович фон Мекк выкупил у князя Прозоровского-Голицына большой участок леса и основал станцию Прозоровская (в последствии Кратово) и дачный поселок.
Поблизости он решил построить город‑сад, в котором будет все, что нужно для удобной, здоровой и благополучной жизни его обитателей. В 1912 году приглашенные им молодые архитекторы В. Н. Семенов, А. И. Таманян, А. В. Щусев, А. И. Шанецкий и Н. Н. Бунятов разработали проект. В короткие сроки выполнили все изыскания и в густом сосновом бору, на водоразделе рек Москвы и Хрипанки приступили к возведению нескольких жилых домов — с водопроводом, канализацией, хозяйственными постройками — и первых корпусов уникального больничного городка.
Начавшаяся в 1914 году мировая война остановила стройку. Проект не удалось полностью осуществить, но заложенные в нем идеи в дальнейшем широко применяли при создании новых микрорайонов и дачных поселков не только в России, но и далеко за ее пределами. Использовали их и при строительстве города Жуковского. По окончании войны в окрестностях поселка Прозоровского появились новые санатории, железнодорожная платформа и дачный поселок Отдых.
В дальнейшей судьбе поселка огромное значение имело решение правительства страны о строительстве здесь Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Это научное учреждение, созданное в 1918 году по инициативе отца русской авиации Н. Е. Жуковского, играло исключительно важную роль в становлении отечественной авиации. В 30‑е годы в стране появились разработки новых типов самолетов. Для проведения испытаний старой базы института не хватало, возникла необходимость в ее расширении.
Совет труда и обороны страны 13 августа 1933 года утвердил место под строительную площадку нового ЦАГИ. Оно было выбрано в районе поселка Отдых. В создании института принимала участие вся страна. Были привлечены талантливые ученые, специалисты и рабочие высшей квалификации.
Параллельно с корпусами института возводили жилые дома, асфальтировали дороги, сооружали систему водоснабжения. Бывшее дачное поселение Отдых стало рабочим поселком Стаханово, названным так в честь знаменитого шахтера Алексея Стаханова. Преобразование поселка в город происходило постепенно на основании тщательно продуманных генеральных планов.
Их целью являлось создание современного благоустроенного города. Строительство жилья сопровождалось развитием инфраструктуры: открывали школы, детские, лечебные и культурные учреждения.
Одновременно со строительством велось проектирование и испытание новых видов авиационной техники. Ученые ЦАГИ тесно сотрудничали с коллективами всех авиационных заводов, лабораториями и конструкторскими бюро страны. К 1941 году недалеко от поселка построили испытательный аэродром. В годы Великой Отечественной войны здесь базировались боевые самолеты дальнего действия, в больницах и санаториях размещались военные госпитали.
В период войны работы по строительству института и поселка были временно прекращены и вновь возобновились сразу же после ее окончания.
К 100‑летию со дня рождения основоположника отечественной авиационной науки и создателя ЦАГИ Н. Е. Жуковского 23 апреля 1947 года поселку Стаханово присвоили статус города и дали название Жуковский.
Современный город
Развитие реактивной авиации требовало расширения научно-производственной базы ЦАГИ. Для ускорения темпов строительства в Жуковском создали строительный трест Особстрой.
В период с 1948 по 1957 год им было возведено 77 многоэтажных жилых домов, 4 школы, 11 дошкольных учреждений, больничный комплекс. В городе проложили новые улицы, пустили новые предприятия. В это время фактически сформировался его внешний вид.
Для дальнейшего развития Жуковскому передали земли соседней деревни Колонец и часть села Быково. Для расширения летного поля испытательного аэродрома село Новое перенесли ближе к городу Раменское. На базе завода железобетонных изделий создали мощный домостроительный комбинат, который обеспечил комплектами многоэтажных жилых домов не только Жуковский, но и другие города Подмосковья.
Территорией массовой застройки стал микрорайон Колонец, который за несколько лет превратился в благоустроенную, с развитой инфраструктурой часть города.
За прошедшие годы внешний вид Жуковского заметно изменился. Если центр довоенной постройки состоит из невысоких, по большей части из белого и красного кирпича зданий, то в новых микрорайонах возвышаются многоэтажные дома и современные жилые комплексы.
Появились новое здание городской администрации, кинотеатры, Дом книги, школа искусств, различные учреждения службы быта.
Открыты кафе, рестораны, развлекательные центры, крупные торговые комплексы: «Дикси», «Пятерочка», «Эльдорадо», «Паттерсон», «Океан».
Вдоль широких улиц и тротуаров высажены многолетние липы, перед центральным корпусом ЦАГИ рядом с красивым зданием Дворца культуры разбит живописный сквер.
В городском парке интересные аттракционы, танцевальная площадка, ресторан, ночной клуб.
В городе построены крытые теннисные корты, современный спортивный комплекс «Метеор» с легкоатлетическим стадионом, на котором проводят соревнования самого высокого ранга. Популярность легкой атлетики среди жителей города особенно возросла после победы их знаменитого земляка Юрия Борзаковского на Олимпийских играх в беге на 800 м.
На южном берегу Кратовского озера среди вековых сосен построили детскую железную дорогу. Миниатюрные, в треть натуральной величины, составы курсируют от платформы Кратово до станции Отдых. Их полностью обслуживают учащиеся железнодорожных школ.
Наряду с общеобразовательными и специализированными школами в Жуковском действуют несколько профессиональных училищ, авиационный техникум, филиалы ведущих московских вузов: авиационного (МАИ) и физико-технического (МФТИ).
Приближенность этих институтов к крупным научно-исследовательским центрам дает возможность одновременно с теоретическими знаниями получать практические навыки, необходимые для дальнейшей работы.
Кроме ЦАГИ в городе работают федеральные государственные предприятия: Министерство чрезвычайных ситуаций России, Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева, Научно-исследовательский институт авиационного оборудования, Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова (ЛИИ).
ЛИИ создан в 1941 году и на протяжении многих лет является летной базой для конструкторских бюро Туполева, Илюшина, Яковлева, Сухого, Мясищева и др. Отсюда впервые поднимаются в небо новые самолеты. Здесь были разработаны программы создания космического корабля «Буран» и самолетов морского базирования. Летную школу, организованную при институте в 1941 году, закончили многие летчики-испытатели. Так что неслучайно большинство улиц Жуковского названо именами великих ученых, конструкторов и летчиков: Циолковского, Туполева, Королева, Чаплыгина, Чкалова, Гагарина, Громова, Дугина, Амет-хан Султана, Гризодубовой и др. Кроме того, в городе открыт музей летно-исследовательского института.
В последние годы во многом благодаря усилиям ЛИИ Жуковский стал местом проведения традиционных международных аэрокосмических салонов (МАКС). Для их успешного проведения в городе есть все необходимое, в том числе одна из лучших в мире взлетно-посадочная полоса ЛИИ, а также автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт, позволяющий без проблем доставить технику к нужному месту. На авиасалонах демонстрируют последние достижения в области авиационной техники, устанавливают контакты с зарубежными партнерами.
На базе ЦАГИ проходят научные конференции. Аэрокосмический салон посещают президент страны В. В. Путин, члены правительства, депутаты и сотни тысяч зрителей, которые с интересом наблюдают за показательными полетами выдающихся летчиков России и других стран.
Рынок жилья
Проведение аэрокосмических салонов дало дополнительный толчок к дальнейшему развитию города. После полного затишья в трудные 90‑е годы сейчас в Жуковском возводят жилые здания и целые микрорайоны. Особенно быстро развивается 5‑й микрорайон, где уже сданы несколько многоквартирных домов, в которых отпраздновали новоселье сотни семей. В скором времени здесь появятся новая школа, детский сад, будет обустроена территория. Сейчас идет строительство еще нескольких многоэтажек, различных по архитектуре, планировке и площади квартир.
Основной застройщик 5‑го микрорайона — компания «ЮИТ ДОМ». Здесь она возводит спроектированный по индивидуальному проекту 17‑этажный монолитно-кирпичный дом (д. 1–1б; 272 квартиры площадью от 43 до 99 кв. м, стоимость 1 кв. м — от 1420 долл.), 14‑этажный кирпично-панельный дом (д. 1а) и разноэтажный четырехсекционный кирпичный дом (д. 2), который планируется сдать в 2008 году. Компания также приступила к строительству 17‑этажного монолитно-кирпичного дома на улице Гагарина, д. 81/1, в районе с хорошо развитой инфраструктурой (рядом несколько торговых центров, стоматологическая поликлиника).
Условия продажи квартир в домах компании «ЮИТ ДОМ», находящихся на стадии строительства, одинаковы: первый взнос не менее 20 %; рассрочка на оставшуюся сумму предоставляется на период строительства под 15 % годовых на невыплаченный остаток.
Компания МЖК «Эврика» на улице Гагарина, 85 возводит четвертую очередь 12‑этажного кирпичного дома улучшенной планировки. В первых секциях уже живут люди. Коммунальное обслуживание осуществляет сам застройщик.
ООО «Белинстрой» строит элитный жилой комплекс «Парк Сити» на пересечении улиц Амет-хан Султан и Лесной, в старой части города, вдали от оживленных магистралей, в окружении соснового леса. Неподалеку расположено живописное Кратовское озеро, несколько санаториев, городской парк, спортивный комплекс. Рядом, на площади Громова, находится современный торговый центр «Навигатор».
«Парк Сити» состоит из двух жилых домов, подземного паркинга и отдельно стоящих технических помещений. Проектом предусмотрено благоустройство нескольких зон отдыха, детской площадки, строительство магазина, двух гостевых парковок для автомобилей. Нежилые помещения на первых этажах жилых зданий планируют в дальнейшем сдавать в аренду. Квартиры в доме свободной планировки, площадью от 50 до 218 кв. м. С начала 2006 года цена 1 кв. м увеличилась почти в два раза и в настоящий момент составляет 46–51 тыс. руб. При заключении договора необходимо внести не менее 30 % от стоимости квартиры. На остальную сумму предоставляется рассрочка до завершения строительства. При этом оставшиеся квадратные метры ежемесячно дорожают на 1 %.
На вторичном рынке жилья цена 1 кв. м также выросла за год более чем в два раза и в настоящее время колеблется от 1800 до 2500 долл. Популярно жилье, расположенное в старой части города. Здесь стоимость 1 кв. м превышает 2000 долл.
Так, однокомнатную квартиру на улице Семашко площадью 36 кв. м продают за 96 тыс. долл., двухкомнатную сталинку на улице Гагарина с ремонтом за 125 тыс., четырехкомнатную на улице Ломоносова площадью 91 кв. м — за 195 тыс. долл.
Большим спросом пользуется жилье в новостройках последних лет. В них привлекает интересная планировка квартир, внешний вид здания. Но основным недостатком является то, что за редким исключением эти дома находятся на окраине города. На улице Гризодубовой в новом доме двухкомнатная квартира площадью 84 кв. м в начале декабря стоила 157 тыс. долл., трехкомнатная площадью 101 кв. м — 167 тыс. долл.
Цена квартир с отделкой значительно выше. Например, на улице Грищенко однокомнатную квартиру без отделки продают за 108 тыс. долл., а двухкомнатную площадью 77 кв. м с отделкой — за 175 тыс. долл.
В последнее время при покупке квартир на вторичном рынке многие пользуются услугами ипотечного кредитования.
Кредиты предоставляются физическим лицам в возрасте от 18 до 75 лет при подтверждении доходов за последние шесть месяцев, под 11 % годовых в рублях.
Поручительства не требуют. Срок кредитования — от одного года до 30 лет. Возможно досрочное погашение кредита. Первоначальный взнос 10 %.
В Жуковском хорошо развит рынок аренды жилья. Стоимость аренды однокомнатной хрущевки около 10 тыс. руб. в месяц, двухкомнатной — 12–13 тыс., трехкомнатной — 15–16 тыс. руб.
В типовых домах арендная ставка на 2 тыс. руб. выше. В новостройках минимальная плата 15 тыс. руб. Стоимость аренды зависит от многих факторов: состояния квартиры и подъезда, меблировки, транспортного сообщения.
Всеми операциями с недвижимостью в Жуковском занимаются несколько риелторских фирм.
Одна из них, ЗАО «Кредит Центр», тесно сотрудничая с банками, выполняет также роль ипотечного брокера.
С годами города не стареют, а, развиваясь, становятся красивее.
Показатель экономического развития любого региона — строительство. В Жуковском много строят, а значит, у него достойное будущее.
Строительный адрес | Тип дома | Квартиры (площадь) | Цена 1 кв. м, долл. | Срок сдачи |
---|---|---|---|---|
Мкрн. 5А, 1 | Панельно-кирпичный | 1комн. (43 кв. м) 2 комн. (62 кв. м) 2 комн. (73 кв. м) 3 комн. (80 кв. м) | От 1700 долл. 1900 долл. 1900 долл. 1900 долл. | IV кв. 2006 г. |
Мкрн. 5А, 1–1б | Монолитно-кирпичный | 1 комн. (47 кв. м) 2 комн. (65–84 кв. м) 3 комн. (87–98 кв. м) | От 1720 долл. От 1430 долл. От 1430 долл. | IV кв. 2007 г. |
Мкрн. 5А, 2 | Кирпичный | 1 комн. (51 кв. м) 2 комн. (от 74 кв. м) 3 комн. (от 99 кв. м) | От 1850 долл. От 1700 долл. От 1650 долл. | II кв. 2007 г. |
Ул. Гагарина, 8/1 | Кирпичный | 1 комн. (49 кв. м) 2 комн. (от 72 кв. м) 3 комн. (от 112 кв. м) | 1400 долл. 1500 долл. 1400 долл. | IV кв. 2007 г. |
Ул. Гагарина, 85, 4 я очередь | Монолитно-кирпичный | 1 комн. (47 кв. м) 2 комн. (от 75 кв. м) 3 комн. (от 85 кв. м) | 1860 долл. 1670 долл. 1670 долл. | III кв. 2007 г. |
Ул. Амет-хан Султана | Элитный жилой комплекс «Парк Сити» | 1 комн. (от 50 кв. м) 2 комн. (от 88 кв. м) 3 комн. (150 кв. м) | 50 500 руб. 45 000 руб. 46 000 руб. | II кв. 2007 г. |
Татьяна Пошморга Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU