Современная городская инфраструктура жилых кварталов немыслима сегодня без многого, что обеспечивает дополнительный комфорт жильцам. И речь не только о дистанционном пульте управления сливом сантехнических устройств и аппаратурой по климат-контролю. Вплоть до оснащения дома мини-хлебопекарнями, как это практикуется во Франции. Или – очистительными системами воды, и устройствами для утилизации мусора, как в Англии. Или – мини-котельные для каждого дома, как это делается во всей Европе.
К любому мало-мальски благоустроенному дому должен быть как минимум удобный подъезд личного автотранспорта, детские площадки, зоны для отдыха жильцов. А в идеале – и специальные площадки для выгула и воспитания собак.
Руководитель пресс-службы компании S-Holding Оксана Басова поясняет, что инфраструктура массового жилья, как правило, ограничивается наличием парковки, охраняемой благоустроенной территории вокруг дома и детской площадкой. Соответственно, жилье бизнес-класса и так называемое элитное жилье непременно должно быть снабжено сервисными службами, кафе, ресторанами, торгово-развлекательными фитнес-центрами.
«Москва – город избалованный, – считает Оксана Басова. – Многое зависит от того, как управляются эти объекты, насколько они могут быть конкурентными по сравнению с внешними».
«Сложно выделить наиболее необходимые объекты инфраструктуры и тем более расположить их по степени важности, – комментирует руководитель отдела маркетинга Департамента инвестиционных программ строительства Москвы (ДИПС) Андрей Куприянов. – Современная инфраструктура – это комплекс всех возможностей по обслуживанию обитателей дома, это прежде всего паркинг, благоустроенная собственная территория, включая транспортные подъезды к дому и организацию безопасности жилья, будь это огороженная территория, помещение для охраны и консьержа или что-то другое. Очень удобно, когда рядом с домом (но не в самом доме!) располагается небольшой собственный магазин, объекты бытового обслуживания, спортивный центр и т.д. Поэтому зачастую жилые комплексы, которые создаются на месте кварталов, включают в себя объекты различного назначения – и жилье, и отдельно стоящие объекты соцкультбыта».
В строительном концерне «Крост» убеждены, что привлекательность жилых домов и кварталов повышается, если их инфраструктура продумана комплексно. Здесь считают, что каждый жилой объект должен быть снабжен необходимыми нежилыми помещениями разного назначения. «Мы очень ответственно относимся не только к проектированию жилых домов, но и к планировке нежилых помещений, предусматривая их в каждом проекте, – рассказывает пресс-секретарь концерна «Крост» Ольга Яшина, – тщательно продумываем их использование, чтобы во вновь построенные районы пришел бизнес, чтобы там появились необходимые жителям магазины, чтобы был представлен весь спектр услуг. Как только накопится критическая масса услуг и магазинов, туда переедут и офисы. Сегодня большие компании размещаются в центре. Необходимо, чтобы большой и малый бизнес переехал в округа, за третье транспортное кольцо, тогда и периферийные районы столицы станут престижными для проживания, а люди из центра Москвы, может быть, захотят переехать в более спокойные и зеленые места – в Строгино, на Иваньковское шоссе».
В ДИПС особо подчеркивают, что инфраструктура дома обязательно предусматривает грамотное и квалифицированное управление самим домом – «необходимо, чтобы управляющая компания предоставляла жильцам комфортные для них решения по текущим вопросам обустройства и проживания». Так что в современной жизни мегаполиса очень много решают организации, управляющие домовым хозяйством.
В ДИПС советуют, выбирая новое место жительства, непременно обращать внимание именно на инфраструктуру дома, а лишь после этого – на его фасадные данные. «Одним из определяющих факторов при выборе жилья является именно развитая инфраструктура. Так диктует спрос: за последнее время представления потребителей о качественном жилье претерпели значительные изменения. Если раньше при выборе жилья покупатели довольствовались такими простейшими факторами, как метраж квартиры и близость дома к метро, то сегодня список требований, предъявляемых к жилью, существенно расширился. Особенное внимание уделяется безопасности жилья», – поясняют в ДИПС.
А менеджер по рекламе и маркетингу Группы компаний «Пионер» Ирина Буданова убеждена, что на первое место в инфраструктурном обеспечении все же стоит поставить обеспеченность гаражным местом каждого жильца, поскольку автомобиль сегодня становится если и не членом семьи, то непременным показателем удобства и современного качества жизни. «Ни для кого не секрет, что количество автомобилей в Москве растет из года в год, – подчеркивают в Группе компаний «Пионер». – Уже не редкость, когда в одной семье есть не один автомобиль, а два и больше. В этой ситуации очень остро встает проблема парковок. Сегодня в городе в рамках специальной программы по гаражному строительству строятся различные наземные и подземные гаражи-стоянки манежного и боксового типа. Однако пока они не решают целиком и полностью эту проблему. Поэтому покупатели жилья в новостройках всегда по достоинству оценивают наличие придомового или подземного гаража-стоянки, непосредственно входящего в комплекс приобретаемой недвижимости. Сегодня это уже не роскошь, а один из самых необходимых и важных атрибутов инфраструктуры современного жилого комплекса».
Но, конечно, системы жилищно-коммунального хозяйства должны иметь в первую очередь безопасную и надежную инфраструктуру канализации и водоснабжения. Их отсталость не может компенсироваться даже самыми совершенными системами видеонаблюдения, связи, гаражами и необыкновенными клумбочками перед домом.
Западных специалистов всегда удивляет российский подход к инфраструктуре жилья: централизованное проектирование систем, в результате чего сети не подходят к местным условиям, централизованная система снабжения трубами и громадные потери воды и тепла от коррозии и недостаточного качества систем снабжения. Возможно, в будущем экономическая целесообразность и комфорт будут иметь больший приоритет в нашей стране, чем сегодня, и инфраструктурное обслуживание домов будет отдано на откуп частным фирмам. Это образует рынок ЖКХ, которого в нашей стране пока нет, избавит от монополизма и безответственности коммунальщиков, обеспечив выбор по управлению домами и их обслуживанию. Поскольку мало построить современную инфраструктуру, важно ее еще и грамотно профессионально поддерживать. А пока сильны нынешние жилконторы – наследники советской системы инженерного «обеспечения» и «обслуживания» домов, о современности в инфраструктурной обеспеченности наших зданий можно лишь мечтать. Они, как и сегодня, будут возможны лишь локально – на объектах класса «люкс».
Елена Тихомирова Независимая газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU