Несмотря на то, что рынок недвижимости в России стремительно развивается и растет, до сих пор большинство компаний, работающих в этом секторе экономики, испытывают острый дефицит квалифицированных сотрудников. Ни для кого не секрет, что неизменный пул топ-менеджеров кочует из компании в компанию, но и на более низком уровне управления, по мнению экспертов, специалиста найти не просто.
«Профессии, связанные с девелопментом, риелторской деятельностью и т.д., только сейчас стали появляться в перечне специальностей, которые готовятся вузами. Поэтому рынок испытывает определенный дефицит в таких кадрах и конкурентная борьба за них между компаниями очень высока», — рассказывает руководитель отдела найма, адаптации и аналитики Департамента корпоративного развития компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Светлана Марохина.
У всех по-разному
В самом привилегированном положении находятся риелторские компании, большинство которых сами обучают своих сотрудников.
«Агентства недвижимости активно набирают сотрудников без опыта работы, предоставляя возможность обучаться «с нуля», — говорит директор департамента управления персоналом корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» Елена Соколова-Бауш. Чаще всего агентства недвижимости организуют для своих будущих специалистов курсы и тренинги, за которые поначалу платит сам претендент на рабочее место. «Как правило, в большинстве компаний риелтор не имеет даже заработной платы, живёт исключительно процентом и по трудовой книжке не устроен — как свободный художник», — добавляет руководитель департамента по работе с персоналом агентства недвижимости DOKI Сергей Шевченко.
Для поиска руководителей агентства недвижимости все-таки обращаются к услугам рекрутинговых агентств. По словам Елены Соколовой-Бауш, так происходит, когда речь идет о «топовых позициях или редких специалистах, предполагающих headhunting». «Мы стараемся все свои кадры растить внутри. И очень многие фирмы идут по этому же пути. Люди делают карьеру от агента до директора отделения. Поэтому острой необходимости в кадрах высшего звена мы не испытываем. Нормальный квалифицированный менеджер по персоналу в состоянии заменить целое кадровое агентство. Он может сделать всю ту же работу. Лучше я те же деньги заплачу ему в виде премии – но буду абсолютно уверена в результате. Тем более что это наш штатный сотрудник», — в свою очередь комментирует эту практику заместитель генерального директора компании «Новый город» Наталья Ветлугина.
Девелоперские компании, по словам финансового директора Prime City Properties Алексея Паршина, используют при поиске сотрудников комплексный подход. «Наша компания использует различные методы подбора новых сотрудников в зависимости от вакантной должности и требований к соискателю. Рекрутинговые агентства являются достаточно эффективным инструментом кадровой политики, кроме того, у них собраны обширные базы данных, благодаря которым можно понять общую ситуацию на рынке труда», — отмечает эксперт. Подбором кадров в области девелопмента и инвестиций на рынке недвижимости, по данным Соколовой-Бауш, например, занимаются агентства Go Getter и Анкор.
Редкие случаи
«Собственная служба персонала есть сегодня у каждого агентства недвижимости. Потому что обучение и последующая работа слишком специфичны, чтобы поручить их кому-то другому», — говорит Наталья Ветлугина. Однако в некоторых случаях участники рынка недвижимости создают на базе таких подразделений настоящие кадровые агентства, подыскивающие сотрудников даже для своих коллег и конкурентов. Например, таким образом в 1991 году появилось агентство «Контакт», а в 1993 году было основано кадровое агентство Penny Lane Personnel.
К процессу создания рекрутинговых служб подключились не только компании, продающие и покупающие недвижимость, но и те, кто ее обслуживает. Однако эти игроки рынка, в отличие от названных выше, специализируются не на подборе топ-менеджеров, а работников более низкого звена. Например, эксплуатационная компания «Ронова Клининг» в июле 2006 года открыла свой кадровый центр, предлагающий свои услуги по подбору офис-менеджеров, менеджеров среднего звена, а также обслуживающего персонала для дома. Похожее решение приняла и группа компаний «Чистый свет», поставляющая в гипермаркеты поваров и охранников, в рестораны – официантов и секретарей – в офисы.
Однако одно дело найти правильного сотрудника, а другое – его также правильно уволить, чтобы не пострадали его репутация и бюджет. Для решения возникающих в таких ситуациях проблем был придуман аутплейсмент, то есть трудоустройство уволенного специалиста. По мнению экспертов, этот вид услуг в России еще не развит. Едва ли не крупнейшие на российском рынке затраты на аутплейсмент позволила себе компания Procter&Gamble, заплатившая миллион долларов за трудоустройство тысячи бывших работников завода «Новомосковскбытхим». На российском рынке недвижимости такие услуги оказывает разве что «Росбилдинг», который занимается приобретением столичных промышленных предприятий, в том числе и неэффективных. В 2003 году «Росбилдинг» основал свой «Центр трудоустройства» для персонала, высвобождаемого в процессе модернизации и реструктуризации этих предприятий. Другие компании также планируют в дальнейшем организовать аналогичные подразделения. «В компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» технология аутплейсмента только разрабатывается. Но мы твердо намерены освоить этот механизм «расставания с сотрудником». Ведь цивилизованное расставание идет на пользу как бывшему сотруднику, так и компании. Например, компания страхует себя от черного PR со стороны бывшего сотрудника, который может затаить на компанию обиду и распространять потом негативную информацию о бывшем работодателе», — рассказывает Светлана Марохина. Возможно, такая практика действительно когда-то приживется на российском рынке недвижимости.
Алексей Ложкин Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU