В жилищной сфере много нерешенных вопросов, но коммунальное хозяйство, видимо, на особом месте. По словам министра регионального развития Владимира Яковлева, есть реальные причины, тормозящие процесс модернизации ЖКХ. О них и рассказал в своем докладе руководитель Росстроя Сергей Круглик.
Тарифная политика мешает преобразованиям
Реформирование жилищно-коммунального комплекса составляет, как известно, одну из подпрограмм глобальной ФЦП «Жилище».
На первом этапе ее реализации с 2002 по 2005 год были построены и реконструированы 9000 км сетей водоснабжения и канализации, введены отопительные котельные общей мощностью больше 20 тыс. Гкал, сданы в эксплуатацию водоочистные сооружения общей производительностью 5 млн куб. м. То есть, несмотря на все сложности, проект движется и остановиться уже не может. Это подтверждает и активность регионов, большинство из которых включилось в реализацию коммунальной реформы. Наиболее успешно, по словам С.Круглика, дела идут в Татарстане, Кемеровской и Тульской областях.
Однако практика модернизации ЖКХ оставляла желать лучшего. За год удалось завершить всего лишь 5 % объектов от общего объема профинансированных. Незавершенные объекты, как правило, бросали и с нового года брались за следующие. Теперь принят другой подход: если работы по модернизации начались, то должны быть доведены до логического конца. Поэтому наряду с новыми проектами, отобранными по конкурсу, в план финансирования на следующий год будут включать и незавершенные объекты, уже без конкурса. В 2006 году из 174 проектов планируется завершить уже 76.
Правда, дело осложняется тем, что подпрограмма до сих пор не получила финансирования в результате затянувшегося процесса согласования документов в Правительстве РФ. В октябре, полагает глава Росстроя, финансирование пройдет, но на пороге зима, а без модернизации коммунальных систем ряду регионов пережить холода будет трудно. Поэтому С.Круглик рекомендует администрации на местах самостоятельно находить деньги на неотложные нужды, а бюджетные средства будут начисляться уже за выполненные работы.
Недостаток средств в первую очередь тормозит преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Но надежды государства на полноценное участие бизнеса в этой сфере пока не оправдались.
«Концессии в коммунальный сектор до сегодняшнего дня так и не пришли», — констатировал С.Круглик. По его мнению, причин несколько. Одна из них техническая: до сих пор не разработан типовой концессионный договор, затерявшийся где-то в недрах МРЭТ.
Другая причина — экономическая. Первая попытка перейти на концессионную систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, предпринятая в Калининградской области, оказалась неудачной. Никто из представителей бизнеса не изъявил желания прийти в этот сектор. Законы рынка предполагают возвращение вложенных средств, а в ЖКХ это затруднено из-за проводимой государством тарифной политики. Переход на рыночные рельсы не завершен, и частные инвесторы не хотят брать долгосрочные обязательства в этой сфере. Кроме того, находясь в состоянии концессионной системы управления, частные компании не могут перепродать свой бизнес. Внутри концессии это сделать гораздо сложнее, чем вне ее. Поэтому мир бизнеса не рассчитывает на длительное присутствие в этом секторе.
Хотя некоторые шаги в сторону перехода от бюджетных вливаний к коммерческим инвестициям все-таки предпринимаются. Как сообщил С.Круглик, Росстрой заключил соглашение с Европейским банком о масштабных инвестициях в некоторые регионы. Пока их 18, но список будет продолжен, если предлагаемые ими проекты реконструкции окажутся экономически целесообразными.
Земля по конкурсу и без
В последнее время снижение объемов возводимого жилья связывают с проблемой предоставления земельных участков под застройку. Считается, что всему виной административные барьеры, существенно затягивающие сроки согласования. По словам председателя Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, отсутствие законодательно установленного порядка и процедур согласования, неурегулированные законодательные противоречия позволяют чиновникам на местах вводить свои правила.
«Чиновник единолично на свое усмотрение решает, установить границы земельного участка или нет. Поставить его на кадастровый учет или не поставить. Зарегистрировать права на него или нет», — отметил М.Шаккум и предложил законодательно определить закрытый перечень согласований, а также перечислить возможные случаи отказа в регистрации кадастровых прав.
Необходимо привести региональное и местное законодательство в соответствии с федеральным в таких вопросах, как определение черты населенного пункта и вовлечение в оборот неиспользуемых длительное время земель, предложил депутат.
Камнем преткновения для жилищного строительства стали и аукционы. Согласно Градостроительному кодексу именно через них должны предоставляться участки под застройку. «Без сомнения, аукцион — это мощная антикоррупционная мера, — согласен М.Шаккум, — но эта мера, к сожалению, не способствует увеличению объемов жилищного строительства».
В качестве примера он привел ситуацию с территориями, занятыми аварийным и ветхим жильем. По закону инвесторы не имеют право принимать участие в программе освобождения этих территорий. Переселением граждан занимается муниципалитет или субъект Федерации за счет собственных средств. Только после завершения этого процесса участок выставляют на аукцион. Понятно, что такой порядок существенно затягивает сроки выхода земли на рынок. По мнению М.Шаккума, аукцион не может быть единственной формой предоставления земельных участков. В ряде случаев, а это касается прежде всего социального жилья, можно обойтись и без аукционов.
Представленный 25 сентября в Госдуме законопроект о внесении изменения в 35 законов, был принят в первом чтении. Его окончательное утверждение позволит наконец перейти к упрощенному порядку получения разрешения на строительство. По закону эта процедура не должна занимать более 40 дней. Кроме того, с 2007 года согласно Градостроительному кодексу вводится система Единого государственного надзора и единой госэкспертизы строительных проектов, которая тоже не сможет действовать без соответствующих законодательных изменений.
Обвинения в самоуправстве, а порой и саботаже местных чиновников при выделении земли и согласовании разрешительных документов на строительство задели руководителей регионов, принимавших участие в заседании межведомственной рабочей группы. Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев просил не тиражировать Рублевку на всю Россию. Не в земле дело, заявил он, и не в коррупции чиновников: «я готов инвестору и землю предоставить, и инфраструктуру подвести, ты только дом построй». Но регионы испытывают острый дефицит строительных материалов: ни цемент, ни металл купить невозможно, — посетовал губернатор.
Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU