Первый Генеральный план развития российской столицы в постсоветский период - так называемый Генплан «возможностей» - был принят в 1999 году и отражал в большей степени инвестиционные, а не социальные интересы города. Но за последние годы возможностей у московского Правительства значительно прибавилось, и прежнему документу потребовалась серьезная замена.
Новый Генеральный план столицы окрестили Генпланом «необходимостей». На очередном заседании столичное Правительство обсудило перспективы развития Москвы и завершение актуализации Генерального плана города, рассчитанного на период до 2025 года.
План «необходимостей»
В Генплане конца девяностых годов упор, по большей части, делается на возведение жилья, что стало причиной слабого развития других весьма важных для города направлений строительства.
К таковым относятся энергетические комплексы, школы, детские сады и ФОКи, амбулатории, поликлиники, объекты культуры местного назначения, метрополитен. В данный список попадает и капремонт зданий.
Сегодня более 60 % городских домов строятся по индивидуальным проектам, что придает значительное архитектурное разнообразие районам нашего города. Год от года растет число горожан из числа очередников, получивших новое муниципальное жилье.
Столичным Правительством принято решение отказаться от точечного строительства. Стратегия будущих лет - комплексная застройка и реконструкция жилых микрорайонов и промышленных зон.
Возросли объемы капитального ремонта зданий
Однако один из основных видов городского транспорта крупных городов, метрополитен, не имеет перспективной программы развития на федеральном уровне. Несмотря на трудную ситуацию, московское Правительство отыскивает значительные средства на его строительство.
Рассказывая о реализации Генерального плана развития Москвы, главный архитектор города Александр Кузьмин подчеркнул, что проблема очередей в детские дошкольные учреждения будет ликвидирована до 2015 года.
- Сегодняшнее отставание по школам связано с изменением нормативов. При сохранении существующего темпа строительства вопрос нехватки средних учебных заведений будет решен к 2010 году, - отметил главный архитектор.
Подчеркивалось и то, что в городе «наблюдается острая нехватка объектов так называемой «шаговой доступности». Имеются микрорайоны, где нет ни библиотек, ни клубов, ни различных детских заведений типа Дворцов пионеров или Домов школьника. Александр Кузьмин пообещал, что на данных территориях в ближайшее время будут возведены модульные центры, где расположатся столь дефицитные учреждения культуры, спорта и искусства.
И все же принимаемые столичным Правительством меры не всегда столь эффективны, как хотелось бы.
Ликвидация федералами дорожного фонда вызвала отставание в развитии городских магистралей.
Предпосылкой для принятия «модернизированного» документа стало то, что часть программ, закладывавшихся в прежний Генплан, полностью выполнена. За годы его реализации у столицы появились и новые проблемы, которые необходимо устранять. Поэтому все резервы московского Правительства будут направлены прежде всего на решение общегородских социальных задач. Еще один повод, ставший толчком к актуализации Генплана, - принятие нового Градостроительного кодекса.
Начиная с 2006 года и впервые за полтора десятилетия в столице наметился естественный прирост населения - рождаемость превысила смертность. Поэтому все расчеты согласно новому Генплану будут вестись не как раньше, исходя из существующего количества городского населения (на сегодняшний день это 12 млн человек), а на перспективу, из расчета, что в Москве проживают 14 млн, и при условии, что днем количество горожан увеличивается и достигает 16 млн человек.
На сегодняшний день около 10 тыс. гектаров городских территорий считаются зонами некомфортного проживания москвичей. После реновации они могут более эффективно использоваться в народном хозяйстве, а проживающие на них 200 тыс. москвичей улучшат условия жизни.
В Генплане будут отмечены и зоны со сложной геологией, и подтапливаемые территории, которых в городе, оказывается, более 30%. Освоение данных земель потребует проведения специальных мероприятий и значительных материальных затрат.
Актуализированный Генплан будет включать и специальный раздел, касающийся перспектив развития санитарно-защитных зон города.
Документ будет содержать перечень первоочередных экологических мероприятий, связанных с оздоровлением столичных водоемов и реорганизацией производственных территорий.
- За предыдущие годы город смог очистить более тысячи гектаров загрязненных земель. Еще 2,5 тысячи гектаров нам предстоит привести в порядок, - подчеркнул главный архитектор.
Согласно актуализированному Генплану, площадь особо охраняемых природных зон увеличится на 6 тыс. гектаров.
До 2025 года планируется построить порядка 90 млн кв. м жилых площадей, а также объектов соцкультбыта, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, торговли. Попадают в этот список и весьма дефицитные в городе гостиницы.
Чтобы сократить так называемую протяженность столичных транспортных потоков, промышленные объекты будут возводиться на периферии города. Тенденция Генплана такова, что как минимум 40% населения должны трудиться недалеко от дома, что позволит значительно уменьшить нагрузку на транспортную систему города.
- Что же касается развития городского транспорта, то приоритет здесь будет отдан метрополитену. Для решения транспортной проблемы необходимо довести протяженность линий метрополитена до 440 км. Значительное развитие получат железные дороги, постепенно преобразуясь из внешнего вида транспорта во внутригородской.
- Еще один важный вопрос - энергетика. Исходя из объемов будущего строительства, увеличение нагрузок по теплу предусматривается в полтора раза, а если говорить про энергетические мощности, то они возрастут вдвое, - подытожил Александр Кузьмин.
Перспективный документ
В свою очередь председатель Комиссии Московской городской Думы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов отметил, что «город имеет все возможности для создания к 2005 году новой нормативной базы, необходимой для устойчивого развития Москвы»:
- Кооперация Москвы и области необходима. Они никоим образом не должны работать вразброс. Поэтому нельзя упускать столь подходящего случая для их объединения. Как будет осуществляться на практике подобное «слияние», вопрос важный не только для Москвы и Подмосковья, но и для всей России. Он обсуждаемый и должен решаться на самом высоком уровне, - подчеркнул депутат.
Руководитель Департамента экономической политики города Марина Оглоблина отметила, что «по степени проработки вопросов, по структуре их содержания, по поставленным целям и ряду других параметров документ весьма прогрессивный, в котором нашли отражение практически все стороны социально-экономической политики города»:
- Считаю, что необходимо создать единый информационный ресурс, который объединит все данные, содержащиеся в Генплане, реестр объектов недвижимости, Градостроительный кадастр, программу Мосгоргеотреста и ряд других документов. Единая информационная программа позволит разным органам исполнительной власти получать информацию, необходимую для принятия как градостроительных, так и финансовых решений, - подчеркнула глава Департамента.
Новая редакция Генплана предусматривает и более четкое разделение столицы на центр и периферию.
- Сегодня мы ведем строительство в основном в периферийных районах города, сохраняя в целостности зоны исторического наследия, расположенные, как правило, в центре города - отметил Александр Кузьмин.
Руководитель Москомнаследия Валерий Шевчук подчеркнул, что в конце 90-х годов прошлого столетия город утвердил 389 охранных зон общей площадью 12,5 тыс. гектаров. В то время, в условиях отсутствия методической базы, не имея на руках результатов инвентаризации объектов культурного наследия города, решение было новаторским.
- За отчетный период определены 980 объектов культурного наследия города, 238 из которых - только за последние три года. Поставлены вопросы о необходимости корректировки утвержденных охранных зон, - заявил руководитель Москомнаследия.
Завершая обсуждение вопроса, Юрий Лужков подчеркнул:
- Очень немногие российские города могут похвастаться имеющимся у них четко проработанным Генеральным планом. Отсутствие столь важного документа порождает хаотичность в работе местного руководства.
Если при принятии предыдущего Генплана над московским Правительством довлело отсутствие денежных средств, заранее препятствующее его реализации, то сегодня, при наличии денег, перед нами возникло другое препятствие - жесткие ограничения, связанные с использованием свободных территорий. У нас попросту не хватает земли. Преодоление данного препятствия - наша важнейшая задача.
Во главу угла необходимо поста городского транспорта. Одновременно с ними должны решаться и проблемы по обеспечению москвичей работой, расположенной близко от мест их проживания. Это задача задач и сколько бы новых станций метро мы ни строили, как бы ни расширяли городские магистрали, проблему транспортных заторов можно устранить только таким способом. Данные меры позволят значительно снизить число регулярных поездок москвичей через город.
Необходимо и тесное сотрудничество с областью в плане решения транспортных проблем. Мы реконструируем и расширяем магистрали города. Сейчас выполняем колоссальную работу по реконструкции Ленинградки. По завершению работы получим 9 полос на выезд из города и 8 - на въезд. И всего лишь 4 полосы за кольцевой автодорогой!.. Что мы будем в итоге иметь - бутылочное горлышко? Получается, что проблемы не решим. Такое же точно сужение дороги возникает и на Можайском шоссе.
Еще одна актуальная проблема - возведение парковок для личного транспорта.
Стратегическая задача - изменить отношение к существующему жилому фонду, создать нормальную амортизационную систему по поддержанию городского жилья на должном уровне.
Необходимо предусмотреть не только меры по наращиванию городского энергетического потенциала, но и связанные с экономией энергоресурсов. Как минимум четверть городских систем теплоснабжения являются затратными с точки зрения расхода газа, направляемого на выработку тепла. Ничего специально менять не требуется. Не нужно строить новых станций. Необходимо лишь добавить к действующим РТС блоки с газотурбинными установками. В перспективе мы сможем удовлетворить потребность города в электроэнергии еще на 25%, не увеличивая при этом потребления газа. Разве это не задача Генерального плана?
Подчеркиваю, что проект Генерального плана столицы до 2025 года можно принять за основу. Даю месяц для окончательной его доработки городским Правительством. Коррективы должны быть внесены и по результатам сегодняшнего обсуждения документа, и по результатам общественных слушаний, - заключил мэр.
Московская перспектива
Статья о недвижимости получена: IRN.RU