Одним из следствий перестановок в правительстве стала передача Федерального агентства кадастра объектов недвижимости («Роснедвижимости») из ведения Министерства экономического развития в ведение Министерства юстиции, где пост министра сохранил бывший генпрокурор Владимир Устинов. Минюст, повысивший тем самым в новой структуре правительства свой статус, новой «обузе», похоже, не рад и не спешит начать работу над введением принципа «одного окна» в сфере регулирования оборота недвижимости и прав на нее. Хотя теперь, с объединением в одно ведомство структур по учету недвижимости (в лице «Роснедвижимости») и ее регистрации (которой занимается «Росрегистрация»), казалось бы, ничто не должно мешать провести такую реформу.
В структуре правительства Михаила Фрадкова «Роснедвижимость» выглядела ведомством с явно недооцененным статусом. С одной стороны, как любое агентство, оно было призвано фактически выполнять роль департамента соответствующего министерства (в данном случае МЭРТ) по оказанию услуг населению.
С другой стороны, задачи, возложенные на Федеральное агентство кадастра, были слишком глобальными. На «Роснедвижимость», равно как и на «Росрегистрацию», была возложена задача реализации широко разрекламированной, но так и не удавшейся «дачной амнистии». Также «Роснедвижимость» должна была объединить и систематизировать разрозненные и никем никогда в стране не сводившиеся воедино архивы по учету жилого фонда, хранящиеся в отделениях «Ростехинвентаризации» и БТИ.
Самой же масштабной задачей стало создание с нуля государственного кадастра объектов недвижимости. Чтобы определить, сколько «стоит» Россия, переписав и переоценив все земли и строения на них, была разработана даже федеральная целевая программа. Кроме того, «Роснедвижимость» оказалась одним из основных действующих лиц в истории разработки местного налога на недвижимость, которым россиян пугают уже несколько лет, но введение которого, похоже, вновь откладывается на неопределенное время.
Весомость поставленных задач, по идее, должна была придавать техническому по своему статусу ведомству некую узнаваемость. То есть в структуре органов власти должно было появиться ведомство, «персонально» ответственное за столь болезненный для России «земельный вопрос». Курировавшее «Роснедвижимость» Минэкономразвития, со своей стороны, дало агентству кадастра необходимую свободу действий. Напор, с которым пытался справиться с поставленными задачами бывший глава Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Михаил Мишустин, в принципе мог бы создать ощущение, что ведомство под названием «Роснедвижимость» и есть та структура, которая отвечает за всю недвижимость в России. Если бы не одно «но». В качестве наследия Советского Союза к современной России перешло двоякое "подчинение" недвижимости: учетом имущества занимается одно ведомство, а оформлением прав на него -- совершенно другое. В настоящее время это «Росрегистрация», подчиняющаяся Минюсту.
Обещания решить эту проблему, введя для учета и оформления собственности на землю и квартиры систему «одного окна», давали правительства и Михаила Касьянова, и Михаила Фрадкова. В какой-то момент даже стало казаться, что политическая воля для создания единого ведомства по учету и регистрации недвижимости, отдельного от Минюста, уже есть. Однако эта иллюзия рассеялась с момента перевода Михаила Мишустина на новую должность в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и назначения новым руководителем «Роснедвижимости» уроженца Санкт-Петербурга Сергея Подобеда. Под новым руководством ведомство ушло в тень, перестало проводить публичные мероприятия, и даже по столь востребованной среди граждан теме, как «дачная амнистия», отчитываются теперь исключительно чиновники «Росрегистрации».
Поэтому особой неожиданности в переводе «Роснедвижимости» в подчинение Минюсту не было. С переподчинением «Роснедвижимости» Минюсту, казалось бы, может быть решен актуальный вопрос -- о создании системы «одного окна» по учету и регистрации недвижимости. Однако такого поручения пока дано не было. Никто из чиновников высшего уровня даже не озвучил эту тему.
На Минюст пока возложены функции по нормативному обеспечению ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Минюст, по роду своей деятельности далекий от темы недвижимости, вряд ли будет особо сильно стимулировать подчиненную структуру к продолжению тяжелой работы по объединению инвентаризационных архивов по недвижимости. Тем менее вероятно, что Министерство юстиции будет лоббировать выделение финансирования на капиталоемкие работы по ежегодной актуализации кадастра недвижимости. В последние полтора года государство, похоже, утратило интерес к кадастру. Если первоначально планировалось, что кадастр формируется для того, чтобы гарантировать всем собственникам недвижимости их права, то теперь первоначальная идея оказалась размыта: переучет недвижимости стал личным (и весьма затратным) делом самих ее собственников.
Ирина Склярова Время новостей
Статья о недвижимости получена: IRN.RU