Московское правительство детально обсудило вопрос - что стоит Градостроительный кодекс построить. Оказалось, что с ходу создать важнейший документ не получается, и Юрий Лужков отправил проект кодекса на доработку. Однако некоторые точки в будущем документе были окончательно расставлены. Так, столичный мэр четко заявил о запрете точечной застройки в сложившихся районах.
Москва - первый из регионов, который принялся за разработку, пожалуй, одного из самых главных законов для городской жизни - Градостроительного кодекса (ГК).
Причем сразу выявилось множество, как говорится, подводных камней. Так, с одной стороны, градостроительная сфера относится к совместному ведению федеральных и региональных властей. Тем более между ними до сих пор не произошло официального разграничения полномочий. А потому, говорит депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, столице предоставлена свобода действий. Но с другой стороны, городское законодательство должно подчиняться федеральному. Следовательно, по основным положениям московский Градостроительный кодекс должен соответствовать своему вышестоящему «коллеге». Но здесь проблема в том, отметил Юрий Лужков, что федеральный ГК сам далек от совершенства, после принятия в него была внесена масса поправок, и этот процесс не закончится в ближайшем времени.
Поэтому городские власти находятся сейчас на перепутье. Кодекс остро необходим, так как нужны четкие правила игры в важнейшей отрасли. Ее развитие ведь затрагивает буквально всех москвичей. При этом нужно учесть особенности Москвы, которая одновременно сочетает в себе признаки региона, города федерального значения и столицы государства. К тому же многие чиновники отметили, что Москва должна обязательно учесть при разработке ГК большой опыт собственного градостроительного развития, в том числе исторический опыт.
В таких непростых условиях было ясно, что с первого раза проект московского ГК не будет принят. И в конце заседания городского правительства Юрий Лужков отправил документ на доработку. Впрочем, был заявлен ряд принципиальных моментов, о которых стоит поговорить подробнее. Так, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк заметил, что кодекс должен прежде всего вылечить давнюю болячку - сложность создания градостроительной документации. Процедуру согласований, подготовки того или иного документа надо максимально упростить, что позволит реально активизировать инвестиционную деятельность в городе.
Руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина указала на важность наличия территориальных и отраслевых схем развития в будущем кодексе. Именно они позволят разрабатывать и проводить долгосрочную градостроительную политику. Глава Департамента земельных ресурсов Виктор Дамурчиев подчеркнул важность положения о формировании границ территориальных зон в городе, в том числе промышленных зон, береговых зон рек и иных водоемов, территорий, занятых улично-дорожной сетью и т.д. Закрепление границ определит правовой статус и режим использования тех или иных территорий.
В свою очередь руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин сделал акцент на незыблемости границ природного комплекса.
Пока же в проекте ГК, по его словам, фактически устанавливается норма свободной передвижки «природной» границы, если доказана необходимость строительства того или иного объекта в заповедной зоне. Помимо этого, по мнению Леонида Бочина, необходимо четко прописать в кодексе положение о штрафных санкциях за нарушения норм ГК. Причем штрафы надо сделать внушительными, чтобы они обладали большим профилактическим воздействием. В разряде важных положений были упомянуты разделы о запрете самовольного строительства в Москве, а также о регенерации исторической среды города.
Но неожиданно самое большое внимание на заседании было обращено на тему публичных слушаний. По словам первого заместителя мэра в правительстве Москвы Людмилы Швецовой, в проекте кодекса идет речь о публичных слушаниях, но этот важный институт выглядит пока декларативно и фактически провис в воздухе. Нужно четко прописать механизм, который позволит учитывать мнения москвичей при формировании и реализации градостроительной политики. Если эти нормы будут узаконены, то станет возможно решение многих спорных вопросов при строительстве объектов в городе.
К дискуссии присоединился заместитель мэра в правительстве Москвы Анатолий Петров. Он считает, что в Градостроительном кодексе не имеет смысла детально прописывать процедуру публичных слушаний, в законе должны быть скорее конкретные ссылки на специализированный закон. А последний вовсю сейчас разрабатывается в недрах столичного правительства. Анатолий Петров уверен, что когда будет готов московский ГК, к этому времени «созреет» и городской закон о публичных слушаниях.
Юрий Лужков расставил точки над публичными слушаниями. По его словам, в федеральном Градостроительном кодексе не проработаны положения, связанные с публичными слушаниями. А это ведь целый слой норм и правил о взаимодействии властей с муниципалитетами и населением. Поэтому публичные слушания должны быть обязательно качественно прописаны, дабы занять важное место в механизме принятия решений в градостроительной сфере. Продолжая «публичную» тему, столичный мэр еще раз заявил о принципиальном моменте - о запрете точечной застройки в сложившихся районах: ей не место в градостроительном будущем Москвы. Уже строящиеся объекты необходимо достроить, а новых больше не создавать. Ведь именно точечная застройка как раз приводила и приводит сейчас к многочисленным конфликтам между властями, инвесторами и населением. Градостроительный кодекс позволит им уйти в прошлое.
Сергей Осипов Тверская,13
Статья о недвижимости получена: IRN.RU