Продолжаем разговор о «Среднесрочной жилищной программе «Москвичам – доступное жилье» на период 2007–2009 гг. и задании на 2010 год». Сегодня начальник отдела формирования жилищных программ Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Евгений Евстигнеев рассказывает нам о возможных методах сокращения жилищной очереди. В том числе и о том, как можно эффективно использовать те квадратные метры, которые город направляет на социальные жилищные программы.
Что делать с дефицитом
Сокращение очереди – не есть самоцель.
Наша задача сделать так, чтобы люди перестали по двадцать лет ждать улучшения жилищных условий, и решить, наконец, в Москве эту наболевшую проблему.
Правительство Москвы установило, что срок ожидания жилья необходимо уменьшить как минимум вдвое. Сейчас на очереди стоят 181 125 семей, в том числе 166 017 семей, принятых на учет до 1 марта 2005 года. Чтобы по итогам 2010 года этот средний срок ожидания составил десять лет, мы должны список очередников сократить не менее чем до 90 тыс. семей. Достигнуть этого планируем с использованием целого комплекса мер.
Во-первых, правительством Москвы было принято постановление от 18 апреля 2006 года № 268-ПП «О Среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006–2008 гг. и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Программа устанавливает объемы возведения жилья в эти сроки, включая площадь как для коммерческой продажи, так и предоставляемую очередникам города. Там расписано, сколько квадратных метров пойдет на молодые семьи, на социальную ипотеку, на просто очередников или переселение... Поскольку это распорядительный документ правительства Москвы, то мы обязаны в работе исходить из установленных им объемов строительства и использовать его в качестве базы для дальнейших расчетов и прогнозов состояния очереди.
Однако проблема вот в чем. По нашим расчетам, запланированных к строительству для очередников постановлением № 268-ПП на период до 2010 года 9,5 млн. кв. метров жилья или 162 тыс. квартир (из них порядка 83 тыс. квартир предназначаются очередникам, остальные – на переселение из пятиэтажного, ветхого и аварийного фонда), не хватает для того, чтобы выполнить задачу и обеспечить 10-летний срок ожидания. Дело в том, что на «формально» одну семью, состоящую на жилищном учете, в реальности при предоставлении жилья требуется в среднем 1,25 новой квартиры – вырастают и заводят свои семьи дети или разводятся, устав друг от друга, родители.
Таким образом, необходимо изыскивать какие-то дополнительные ресурсы, чтобы покрыть имеющийся дефицит строительства жилья.
Теперь о способах, которыми мы планируем «раздобыть» эти ресурсы.
1. Очередников пересчитают, «немосковское» жилье учтут
Первое, что Департамент жилищной политики собирается предпринять, это провести перерегистрацию очередников, чтобы выявить тех, кто по тем или иным причинам потерял право на улучшение жилищных условий с помощью города. Перерегистрация происходит регулярно, но обычно распространяется лишь на тех, кого уже собираются включать в план года.
Кстати говоря, существует проект постановления правительства Москвы (он недавно рассматривался на заседании правительства), где сказано: в 2007 году жилье будет предлагаться очередникам 1987 года, состоящим на учете, не имея никаких льгот, и очередникам 1989 года, представившим не позднее 28 февраля 2005 года информацию о наличии у них жилищных льгот.
При этом мы вполне допускаем, что за прошедшие годы кто-то из этих людей уже приобрел себе жилье (квартиру или дом). Теперь же в 2007–2009 гг. будет проведена перерегистрация не только «плановых» очередников, но и всех, кто встал на очередь как минимум до 1 января 2000 года. То есть нам предстоит проверить уже все девяностые годы.
Выявлять очередников, самостоятельно улучшивших жилищные условия либо утративших основания для их улучшения, планируется с помощью базы данных Федеральной регистрационной службы, которая содержит информацию о том, есть ли у человека недвижимость не только в Москве, но и за ее пределами. На это я хотел бы обратить особое внимание, потому что существует странное мнение, что иногородняя недвижимость на право получения квартиры от города никак не влияет. Это неверно. И закон, и логика обязывают учитывать любую жилую недвижимость, в отношении которой гражданин имеет самостоятельное право пользования или находящуюся в его собственности, и расположена такая жилая недвижимость может быть как в Москве, так и в Подольске, Краснодаре или Иркутске. Если семья с учетом этой площади имеет более 18 кв. метров на человека, то с очереди она должна быть снята. Повторяю: это касается любого жилья, имеющегося у человека на правах собственности или по договору найма, в том числе – социального.
К сожалению, пока мы еще не до всей информации можем «докопаться», но сейчас Мосгордумой подготовлены предложения по изменениям в статью 7 федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно проекту, федеральные регистрационные органы будут обязаны поставлять такого рода информацию жилищным органам регионов. И мы обязательно проверим, дворец это или хибара, и если это жилье продали, то почему, и можно ли это признать ухудшением жилищных условий. Шалаш или землянка в лесу – не объект для рассмотрения, но если это площадь в населенном пункте, как минимум обладающая определенным набором удобств, она будет учитываться при установлении жилищной обеспеченности гражданина и, следовательно, правомерности оказания ему помощи в жилищной сфере.
Это первый шаг к тому, чтобы повысить эффективность использования жилищного фонда: мы не имеем права предоставлять бесплатно и продавать по льготным ценам жилье людям, которые в нем в действительности не нуждаются.
2. Впишут в нормы
Следующий шаг – сокращение расхода площади на одного члена семьи при предоставлении жилья в рамках городских программ.
В том же законе города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» установлено, что норма предоставления площади в городе составляет 18 квадратных метров на человека. Но, как правило, квартиры, которые строятся в городе, этим нормам не соответствуют – их площадь нередко больше. Очень мало однокомнатных квартир площадью 36 кв. м, мало двухкомнатных в 54 кв. м и т.д.
Но есть возможность решить эту проблему. Теперпь Департамент жилищной политики – заказчик строительства жилья для городских программ. То есть дает задание: что должно быть построено, какие нужны квартиры, какая серия предпочтительней – П44Т, П46ММ или какая-то еще... Все это дает основания надеяться, что постепенно расход площади на одного человека будет снижаться до нормы, установленной законодателем. И если сегодня на одного человека предоставляется в среднем 25 кв. м, то, сократив за год эту цифру на 2%, мы получим в масштабах города экономию, равноценную строительству как минимум одного многоквартирного жилого дома.
Где об этом сказано
Постановление правительства Москвы от 23 января 2007 г. № 24-ПП «О среднесрочной жилищной программе «Москвичам – доступное жилье» на период 2007–2009 гг. и задании на 2010 год».
3. Отследят жилье, чей хозяин «выбыл»
Другое направление – работа с площадью «за выбытием». Она поступает к нам регулярно в последние годы в объеме порядка 100 тыс. кв. метров, хотя цифру эту довольно трудно прогнозировать, и из года в год она немного отличается. Это отдельные квартиры, хотя есть еще и комнаты в коммуналках. Речь сейчас идет не о частной собственности, а об освобождении площади, занимаемой по договору социального найма и принадлежащей городу. Кто-то куда-то уезжает или улучшает жилищные условия. Это и дает так называемую «площадь за выездом» или «за выбытием». Прежде всего наш Департамент интересуют, безусловно, квартиры, которые мы можем предоставить очередникам.
Освобождающиеся комнаты также, разумеется, отслеживаются и учитываются, но фактически они городской фонд жилья не пополняют. Они не заселяются повторно, а направляются на улучшение условий тех, кто в таких коммунальных квартирах живет. Если они собственники, то предлагается выкуп, если наниматели – просто присоединение комнаты. Обо всех этих вариантах четко сказано в законе № 29, и наши окружные управления в этом направлении работают.
Гораздо сложнее обстоит ситуация с квартирами. Здесь даже о плане говорить сложно. В постановлении правительства Москвы, которое ежегодно утверждает городские жилищные программы, в соответствующей таблице есть сноска, что объем площади за выбытием уточняется в течение года в связи с реальным поступлением – не выбыли так не выбыли, и слава Богу.
Но трудность пополнения фонда города квартирами «за выбытием» состоит еще и в другом. Далеко не обо всех освобождающихся квартирах становится известно нашим окружным подразделениям. К сожалению, порядок взаимодействия органов внутренних дел, ЗАГС и эксплуатирующих организаций по выявлению таких квартир иногда нарушается, чем могут воспользоваться некоторые недобросовестные товарищи. Бывает, что информация поступает непосредственно от жителей, соседей: вот, мол, стоит квартира или комната в коммуналке закрытая уже пять лет, а никто и не хватился... Или, наоборот, пишут, что кто-то умер, уехал, а там поселились какие-то неизвестные люди. Кто платит и платит ли вообще за коммунальные услуги? Да и время сейчас неспокойное, кто знает, что в этой квартире происходит? Разберитесь, просят нас люди. По таким письмам мы немедленно принимаем меры.
Поэтому, пользуясь случаем, со страниц «Квартирного ряда» призываю читателей: если вы знаете, что какая-то квартира в вашем ли, соседнем доме освободилась и стоит пустая или кто-то там поселился, сообщайте, пожалуйста, – в свое окружное жилищное управление или нам, в Департамент жилищной политики. Тем самым вы позаботитесь о безопасности своих семей и поможете таким же, как вы, москвичам, – действительно нуждающимся в этом жилье.
Это относится к площади, где проживали по договору социального найма, она принадлежала и принадлежит городу. Но есть и жилье, освобождающееся за выбытием собственника в связи со смертью. Такая т.н. «выморочная площадь» при отсутствии наследников поступает в распоряжение Российской Федерации. Однако нередко такие квартиры долго простаивают без жильцов. Город несет убытки – квартира отапливается, кто-то должен за это платить, это миллионы ежегодно потерянных рублей. Поэтому город предложил внести изменения в федеральное законодательство, чтобы выморочная площадь от собственников переходила не в распоряжение федеральных органов, а субъекту РФ. Насколько нам известно, Государственной Думой в принципе эта идея поддержана. Осталось принять закон. Это изменение в законодательстве дало бы очередникам города еще тысячи квартир.
Между прочим, 20% площади за выбытием, поступающей в фонд города, в последние несколько лет передается непосредственно в распоряжение префектов округов. Ведь бывают какие-то неотложные ситуации, когда людям надо срочно помочь, и префектам на месте легче сориентироваться. По итогам 2006 года 15 тыс. кв. метров на основании решений префектов было использовано на улучшение условий граждан. Очень хорошо тут поработал, например, Восточный округ.
4. Зачтут ваши метры
Есть и еще источник получения площади для очередников, даже скорее небольшой ручеек. Это площадь, которая будет поступать в качестве зачета стоимости имеющегося жилья при купле-продаже. Это новая форма улучшения жилищных условий. Постановление правительства Москвы № 874-ПП «О зачете стоимости жилых помещений, находящихся в собственности граждан, при предоставлении жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы» вышло 7 ноября 2006 года.
Ситуация, к примеру, такова: у человека есть в собственности однокомнатная квартира или комната в коммунальной квартире, но он хочет (и имеет право приобрести в рамках городских программ) двухкомнатную. И тогда он свою собственность, скажем, в 15 кв. метров, передает в городской фонд, и эти метры вычитаются из метража покупаемой им квартиры – он за них не платит. Просто меняется метр на метр, невзирая на район и прочие условия.
Вот-вот выйдет распоряжение по департаменту о том, каков механизм работы этого постановления. У нас есть одна многодетная семья очередников С., которая уже довольно продолжительное время ждет именно такого варианта улучшения жилищных условий, и, как только выйдет это распоряжение, они у нас станут «первопроходцами».
5. Напомнят об обмене
Улучшить жилищные условия можно, не только приобретая или бесплатно получая жилье, но и с помощью обмена имеющегося жилого помещения. Эта часть программы находится в значительной степени в ведении нашего ГУП «Центр арендного жилья» (www.mgcaz.ru), которому поручено фактически возродить рынок обмена жилья в городе. Сейчас будут запускаться новые механизмы, чтобы активизировать обмен жилья, и мы надеемся, что таким образом получат возможность улучшить жилищные условия еще сотни и тысячи москвичей, в том числе очередники.
6. Призовут «Моссоцгарантию»
Кроме того, прогнозируется, что десятки квартир ежегодно будут приходить к нам с помощью ГУП «Моссоцгарантия». Это площадь, которую пожилые люди передают городу по договору ренты или при переезде в социальные жилые дома. Сегодня они продаются с аукциона, но мы надеемся, что с внесением изменений в городские нормативные документы такие квартиры будут вначале предлагаться очередникам, а лишь потом уже всем желающим.
7. Предоставят субсидии
Большую роль в ускорении новоселий очередников должно сыграть и предоставление бюджетных субсидий на приобретение или покупку жилья. В конце февраля этого года вступил в силу закон города Москвы № 2, который внес изменения в другой закон – от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» – и утвердил новую субсидийную шкалу: теперь, чтобы получить максимальную субсидию в 70 процентов, очередникам из общей очереди надо простоять 10 лет, а не 15, как ранее, а льготникам – 5, а не 7 лет.
Максимальные субсидии выливаются в довольно крупные суммы, и пусть они не всегда могут покрыть затраты на приобретение квартиры в Москве, но в ближнем Подмосковье или иных регионах квартиру на эти деньги вполне можно купить. В Люберцах, Балашихе, Химках, Красногорске придется доплатить, но уже не очень много. Ведь цена субсидийного метра на второй, например, квартал этого года установлена на уровне 85 196 рублей, и 70 процентов от этой суммы (или 59 637,2 рубля за кв. метр) город предоставляет очереднику, отстоявшему в очереди 10 лет. (Если же он представил в уполномоченные жилищные органы не позднее 28 февраля 2005 года информацию о наличии у него жилищных льгот, то для получения максимальной суммы необходимо отстоять в очереди всего 5 лет.)
И люди активно покупают квартиры в упомянутых нами городах, которые входят в среднее Подмосковье – Подольск, Домодедово, Жуковский, Пушкино, Звенигород... Мы планируем, что в ближайшие годы в общей сложности более 4 тыс. семей решат жилищные проблемы с помощью субсидий.
8. Возродят ЖСК
Еще одно средство сократить очередь – это специализированные жилищно-строительные кооперативы, в частности, для очередников. Мы думаем, что как минимум 8000 семей в ближайшие годы смогут таким образом справить новоселье. Цифры эти довольно ориентировочные, но уже сейчас идет активный поиск земельных участков, есть виды на землю в Митине и Строгине, в Бутове, Щербинке... И в этом году, как минимум, будут подобраны земельные участки, на которых уже в следующем году сможет начаться стройка.
Уточню, что жилищный кооператив – это самоуправляемая структура, правительство не может здесь выступать соучредителем, но собирается оказывать всяческую организационную поддержку. Выделение земельных участков – уже значительная помощь. Таким образом, жилье удешевляется практически до себестоимости строительства – 25–35 тыс. рублей за кв. метр, что значительно меньше рыночных цен.
Резюме
Мы считаем, что использование всех перечисленных мер в совокупности позволит уменьшить максимальный срок ожидания жилья гражданами, состоящими на жилищном учете, до 10 лет и реально сократит очередь.
Предыдущие публикации по этой теме вы можете прочитать в «Квартирном ряде» № 6 от 15 февраля 2007 г., № 15 от 12 апреля 2007 г.
Мария Анисимова Квартирный ряд
Статья о недвижимости получена: IRN.RU