Согласно статистическим данным в России около 24 млн. владельцев дачных участков и, соответственно, столько же строений на них.
Конечно, оформлять в собственность построенный на дачном участке дом следует одновременно с оформлением прав на землю. Ведь посещать придется те же самые организации. Также, следует, еще раз напомнить, что заниматься оформлением собственности лучше не в одиночку, а коллективно - это избавит вас от целого ряда хлопот и сэкономит драгоценное время. Проще заплатить доверенному знающему специалисту (если вы действительно в нем уверены), чем самостоятельно вникать во все тонкости нашего, порой противоречивого, законодательства и учиться на своих собственных ошибках.
Однако порядок действий при оформлении в собственность ваших строений следует знать.
Все начинается со сбора необходимых документов.
1. Декларация о постройке (дом, гараж, сарай для дров и инвентаря, отдельно стоящая кухня и пр.). Это документ заполняется самостоятельно. Так что нужно взять бланк установленного образца в Бюро технической инвентаризации (БТИ) или органе местной власти (районной администрации) и заполнить предложенные строки.
2. Документ, удостоверяющий личность, как правило, паспорт (сдается обычно ксерокопия).
3. Правоустанавливающий документ на ваш земельный участок. Поскольку свидетельства о праве на землю как правило нет, то сдается документ, на основании которого вы пользовались своим земельным участком до этого (акт о предоставлении земли, договор купли-продажи, свидетельство о наследовании и пр.). Лицам, оформившим землю в собственность после 1999 года и имеющих на руках современный документ (зеленоватого оттенка) правоустанавливающий документ предъявляет не нужно.
4. Квитанция об уплате госпошлины. Стоимость может составлять 100 или 500 руб. (в зависимости от даты оформления), то есть с 1 января 2007 - 100 руб., а до этого - 500 руб. (к сведению: прежде было - чуть ли не 11 бумажек и 1,5-2 года мучений).
Собранный пакет бумаг подается в уже знакомую нам Росрегистрацию. При этом заполняется форма заявления о занесении имеющийся собственности в государственный реестр и выдачи вам на руки документа, подтверждающего ваше право собственности. Точно также оформляются все постройки, возведенные на вашем земельном участке.
Конечно, по сравнению с оформлением земли всевозможных усложняющих жизнь барьеров здесь меньше. И все-таки есть… Пожалуй, самым неприятным можно считать нарушение норм и правил строительства. Если в высоту разрешается строить практически без ограничений, то соблюдать минимально допустимые расстояния от границ участка и соседних построек необходимо. Представим такую ситуацию: возведенный хозблок, расположен к соседскому дому ближе, чем того требует свод норм и правил… Что делать?
Регистрация такого объекта может быть отклонена. Самый разумный способ - постараться передвинуть его в нужное место. Или… признать его "времянкой" и не регистрировать его вовсе - вряд ли сарай будет важным звеном завещания или серьезно повысит продажную цену. Но при этом не стоит забывать, что контролирующий орган противопожарной безопасности может предъявить серьезные претензии, вплоть до выплаты штрафа и принудительном смещении в нужное место такой постройки.
Можно себе представить, что будет, если нарушенным окажется местоположение дома! В отличие от хозблока его перенос в ряде случаев вообще невозможен.
Также есть нюансы при регистрации дома, введенного в эксплуатацию и дома в стадии незавершенного строительства (согласитесь таких вариантов достаточно много). С незавершенкой хлопот всегда больше. Многое зависит от стадии строительства, но в любом случае по завершению работ, изменивших внешний облик и площадь строения, его придется перерегистрировать.
Стоит также рассмотреть случай оформления постройки на участках для индивидуального жилищного строительства и на земельном наделе, предназначенном для ведения подсобного хозяйства. К выше перечисленным документам здесь добавляется кадастровый план участка (его получение подробно рассмотрено в прошлом материале), для получения которого часто приходится заказывать дорогостоящее проведение землеустроительных работ. А вместо декларации о постройке требуется предоставить технический паспорт дома, выдаваемый БТИ.
Основная трудность - недостроенные объекты - на них техпаспорт не выдается, в лучшем случае другой документ (справка), но здесь требуется решать вопрос в индивидуальном порядке.
В целом это все, что касается схем оформления построек в собственность. Но "за кадром" осталось оформление в собственность земель, полученных в индивидуальном порядке, а также арендуемых земель или находящихся в срочном пользовании. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Алексей Трембицкий Личные Деньги
Статья о недвижимости получена: IRN.RU