Современная Москва – огромный мегаполис, на территории которого расположено около 200 тыс. предприятий и организаций с различными формами собственности.
Формирование рынка недвижимости является важнейшей составляющей развития рыночных отношений в столице. В связи с этим столичные власти уделяют повышенное внимание управлению собственностью города Москвы.
Как сообщил на пресс-конференции, прошедшей в здании Правительства Москвы 5 ноября, Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса по имущественно-земельным отношениям Олег Михайлович Толкачев, "Москва является достаточно эффективным пользователем своей собственности".
По его словам, это проявляется, прежде всего, в том, что поступления с имущества и земли города Москвы в 2003 году увеличились в полтора раза. В соответствии со стратегической целью, поставленной Мэром Москвы Ю.М. Лужковым, поступления от операций с московской недвижимостью должны достичь ежегодного уровня 100-120 млрд. рублей и на 50% обеспечить формирование доходной части бюджета столицы. Как полагает Первый заместитель Мэра, Москва в ближайшее время справится с этой задачей.
О.М. Толкачев отметил, что за 12 лет работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям в составе Правительства Москвы под руководством Мэра Москвы Ю.М. Лужкова, выработан порядок действий в работе с земельной собственностью столицы, направленных на оптимизацию доходов в этом направлении.
Однако, сказал О.М. Толкачев, речь идет не о глобальном увеличении доходов, поскольку доходы от имущественно-земельного комплекса столицы непосредственно связаны с величиной ставок арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города. Серьезное повышение ставок негативно отразится на деятельности малого и среднего предпринимательства, а также на части некоммерческих организаций. Поэтому Правительством Москвы предусмотрено установление льготной арендной платы в широком диапазоне от минимальной, на уровне затрат города на содержание объекта и оформление договора аренды, до 50% от расчетной стоимости аренды.
Как подчеркнул О.М. Толкачев, формирование рынка недвижимости неотделимо от вопросов, связанных с земельной политикой города. Общая площадь земель столицы составляет 109 тыс. гектаров. Для регулирования земельных отношений и эффективного использования городских земель разработана система государственного земельного кадастра Москвы. В целях повышения эффективности использования земельных участков столицы московские власти планируют ввести земельные платежи, которые будут взиматься на основе рыночной стоимости земли. Предполагается, что доходы по земельному налогу в следующем году возрастут в 1,4 раза, а доходы по арендной плате в 1,8 раза. Увеличивать же доходы в бюджет за счет продажи собственности города, О.М. Толкачев считает неразумной мерой, поскольку продажа является разовой акцией.
Одной из наиболее острых проблем, стоящих сейчас перед Комплексом по имущественно-земельным отношениям является невозможность столицы расти вширь. В связи с этим, московскими властями предусмотрены меры по выводу промышленных предприятий из центра столицы на окраины, чтобы освободившиеся территории использовать для более выгодных городу проектов.
Другая, более мелкая, но не менее важная проблема – создание гаражей. Как пояснил О.М. Толкачев, программа строительства гаражей к концу 2003 года будет выполнена. Правда, подчеркнул Первый заместитель Мэра, места в многоэтажных, подземных гаражах достаточно дорогие: его рыночная стоимость достигает 25-30 тыс. долларов. Но уже сейчас разрабатываются проекты, стоимость машиноместа в которых будет составлять 1,5-2 тыс. долларов.
Коснулся О.М. Толкачев и создания на первых этажах зданий небольших магазинов. Он отметил, что уже успешно реализуется проект сети магазинов, находящихся в шаговой доступности, под названием "Утконос". Однако, подчеркнул Первый заместитель Мэра, существует достаточно много неразрешенных вопросов, в частности, касающихся размещения магазинов на первых этажах кондоминиумов.
Столица России является не только финансовым и культурным центром, но также и одним из крупнейших акционеров на фондовом рынке. Городу принадлежат пакеты акций более чем 500 обществ, среди которых представлены предприятия практически всех отраслей промышленности. Также недавно Правительство Москвы получило контрольный пакет акций аэропорта "Внуково". В ближайшее время московские власти собираются сделать все для того, чтобы аэропорт "Внуково" превратился в современный авиационный терминал, сравнимый с лучшими аэропортами мира. Для этого предполагается реконструировать взлетно-посадочные полосы, построить монорельсовую дорогу и линию легкого метро, которые будут походить непосредственно к аэропорту. Обязательно будет достроена автомобильная дорога, а также рассматривается вариант движения поездов метрополитена по уже имеющемуся железнодорожному полотну.
РБК
Статья о недвижимости получена: IRN.RU