Ростов-на-Дону— Спрос на качественные складские помещения остается высоким и в разы превышает предложение, отмечают риэлторы. Особенно тяжело дефицит переживают крупные российские и иностранные компании, которые приходят работать в регион. Большинство складов Ростова строились еще в советские времена и не отвечают современным требованиям.
“Качественные площади по-прежнему в дефиците, как и в прошлом году. Большинство складов Ростова — старые советские постройки”, — говорит гендиректор компании “Титул” Евгений Сосницкий.
“Существующие склады строились 10-20 лет назад, у них низкие потолки (6-8 м), устаревшие коммуникации и плохо оборудованные помещения — нет пожарных систем, отопления”, — соглашается аналитик рынка складской недвижимости C&W/S&R Светлана Андреева. По данным менеджера по аренде промышленно-складских помещений АН “Альтаир” Ларисы Сухарь, около 80% всех складов расположены в промышленных зонах города (ул. Луговая, Доватора, Портовая, Вавилова, Орская, Троллейбусная, Таганрогское шоссе), в Батайске и его окрестностях (10-15 км от Ростова). “Расположение складов на территории бывших предприятий дает определенные преимущества: в большинстве случаев въезд к ним удобный и есть железнодорожная ветка”, — говорит Андреева.
Такие помещения, по словам Сосницкого, продаются по цене 10 000-16 000 руб. за 1 кв. м.
По словам старшего эксперта отдела коммерческой недвижимости АН “Нирлан” Светланы Аксеновой, арендная ставка в холодных складских помещениях зависит от месторасположения и составляет 70-150 руб. за 1 кв. м в месяц, отапливаемые площади сдаются по 140-230 руб. за 1 кв. м в месяц. Несколько выше аренда складов в центре города — 90-180 руб. и 160-300 руб. за 1 кв. м в холодных и отапливаемых помещениях соответственно. “Колебания цен зависят от степени приближенности к центральному рынку”, — объясняет Аксенова.
Участники рынка говорят, что требованиям класса В отвечают всего 3-5 складов в городе и его окрестностях (на ул. Портовой, 2-й Луговой, Аксайской и в г. Батайске). “Высота этих складских помещений от 6 м, есть авторампы, офисные площади, системы охранной и пожарной сигнализации, автоматическая система пожаротушения, проложены оптиковолоконные телефонные линии, температурный режим регулируется, рядом проходит железнодорожная ветка”, — рассказывает Сосницкий. Стоимость 1 кв. м складов класса В составляет около 21 000 руб., а аренда обойдется в 280-300 руб. за 1 кв. м в месяц.
Основным характеристикам класса В отвечает и склад на ул. Доватора, 160, площадью 44 000 кв. м, считает Сосницкий. “В нем до сих пор нет отопления”, — возражает Сухарь. По ее данным, арендная ставка здесь составляет 180 руб. за 1 кв. м в месяц. Собственники ориентируются на крупные компании, арендующие 5000-10 000 кв. м, добавляет Сосницкий. В комплексах на ул. Луговой, Портовой и в Батайске арендаторам предоставляются услуги ответственного хранения, при этом арендная ставка возрастает до 300-400 руб. за 1 кв. м в месяц, — рассказывает эксперт.
С 2005 г. компания “Донской табак” начала сдавать складские комплексы на ул. Нансена, 160 (площадь 10 000 кв. м), рассказывает замдиректора по закупкам и логистике Сергей Анисимов. После переноса производства в левобережную промзону использование этих складов для собственных нужд стало неэффективным, объясняет он. На складе есть отопление, вентиляция, авто- и железнодорожная рампы, собственная котельная и автономная дизельно-генераторная установка. По данным Аксеновой, ежемесячная арендная ставка в нем составляет 120-180 руб. за 1 кв. м. Еще один склад площадью 5500 кв. м “Донской табак” сдает на ул. Совхозной. Для снижения логистических затрат компания строит на территории нового производственного комплекса (ул. 1-я Луговая, 17) склад листового табака площадью 2000 кв. м и склад готовой продукции площадью 5000 кв. м. Затраты на строительство последнего Анисимов оценивает в 60 млн руб.
Реформирует свою внутреннюю логистику и “Ростсельмаш”. По словам и. о. начальника пресс-службы компании Мариам Ананян, до конца апреля 2007 г. на территории завода будет построен новый терминал для хранения запасных частей площадью 15 000 кв. м, а общая площадь всех складских помещений увеличится до 34 000 кв. м. Строительно-монтажные работы оцениваются в 195 млн руб., говорит Ананян. Планируется, что к августу 2007 г. склад будет запущен в эксплуатацию — к этому времени его должны оборудовать погрузочной и стеллажной техникой, установить программное обеспечение. Кроме того, от своего склада до пл. Страны Советов “Ростсельмаш” проложит автодорогу. Общий объем инвестиций составит около $12 млн, добавляет Ананян.
Из-за отсутствия качественного предложения многие компании вынуждены строить складские комплексы самостоятельно, заключает Андреева. По ее словам, собственными складами владеют “Балтика-Дон” (5000 кв. м), “Русский сувенир” (10 000 кв. м), “Шатура”. В городе стремительно развивается торговля (работают Metro Cash & Carry, “О'кей”, “Магнит”, “Старик Хоттабыч”, “Спорт Мастер”, “М.Видео”, “Эльдорадо”, “Евросеть”, “Мир” и другие сети), поэтому спрос на качественные складские помещения остается высоким и превышает предложение, констатирует Андреева. “Очевиден недостаток качественных проектов, рассчитанных на крупные российские и иностранные компании”, — добавляет она.
Впрочем, склады класса А в Ростове появятся уже к концу этого года: Национальная логистическая компания (НЛК) обещала 30 декабря ввести в эксплуатацию первую очередь (на 10 000 кв. м) логистического центра в Батайске. По словам специалиста по рекламе и связям с общественностью НЛК Полины Винокуровой, общая площадь терминала составит 40 000 кв. м, емкость — около 70 000 паллето-мест. Проектом предусмотрены разгрузочный путь длиной более 300 м (с железнодорожной распой), стоянка на 200 большегрузных автомобилей и парковка на 150 легковых автомашин.
Планируется, что полностью строительство завершится к концу 2007 г.
Чиновники областной администрации не раз рекламировали планы по строительству логистических центров двух иностранных компаний — FM Logistic и PGP. Пока вопрос с выделением площадок под них не решен. А местные инвесторы, по словам Сосницкого, “активно консультируются” у брокеров и подыскивают земельные участки рядом с железнодорожными ветками для строительства складов высокого класса.
По данным агентства Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (C&W/S&R), общий объем рынка складских помещений составляет 400 000 кв. м. По информации Knight Frank, на долю качественных площадей класса А и В приходится не более 19 000 кв. м. Суммарный спрос только на склады класса А, по оценкам компании, составляет около 160 000 кв. м. На ростовском рынке работают иностранные логистические компании Rewico и FM Logistic, российские пока не представлены. У Rewico нет собственных площадей — компания работает с местными партнерами. FM Logistic использует склады “Северо-Кавказских торговых предприятий” (общая площадь 2500 кв. м, класс В).
Оксана Лебедева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU