Компания “Киномакс”, один из лидеров кинопроката в Москве, в конце декабря открыла кинотеатр под собственным названием в Томске. Это первый реализованный проект федерального игрока в Сибири. Эксперты говорят, что сибирский рынок интересен для столичных кинопрокатчиков, но их экспансию сдерживает дефицит подходящих площадей.
Сеть кинотеатров “Киномакс” создана в 1996 г. Сейчас насчитывает 19 кинотеатров (60 экранов) в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Владимире, Волгограде, Ростове-на-Дону, Челябинске, Перми, Тюмени, Саранске, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Тамбове и Казани.
Основной акционер — компания “Техсоюз”, принадлежащая Борису Асриеву и Игорю Анисимову. Выручка в 2005 г. составила $34 млн. По данным управления культуры мэрии Новосибирска, в городе шесть кинозалов в домах культуры и семь кинотеатров, из них два муниципальных. В 2005 г. кинотеатры и кинозалы города посетили 1,1 млн человек.
Киноцентр “Киномакса” был открыт в Томске на площадях бывшего кинотеатра “Родина”, сообщила представитель компании Екатерина Журавлева. По ее словам, в киноцентре четыре зала на 800 мест общей площадью 3800 кв. м.
Совладельцами киноцентра выступили “Киномакс” и местные бизнесмены, сообщил “Ведомостям” президент сети кинотеатров “Киномакс” Борис Асриев. Доли в акционерном капитале и их имена Асриев не раскрыл. По его словам, сотрудничество с местными партнерами выгодно компании: “Киномакс” выступает как оператор кинопоказа и обеспечивает проект современным оборудованием, а местные партнеры — площадкой и инфраструктурой для полноценного функционирования киноцентра.
По словам Асриева, на строительство кинотеатра было потрачено около 100 млн руб. собственных средств соучредителей и кредита, предоставленного Промсвязьбанком. Размер кредита и его условия он не назвал, сказав лишь, что вложения планируется окупить в течение четырех-пяти лет.
По данным участника рынка, знакомого с деталями проекта, одним из партнеров компании выступает директор компании “Плазма-Фильм” Эдуард Биджаков. Биджаков подтвердил свое участие в проекте, однако от детальных комментариев отказался.
“Киномакс” и дальше планирует осваивать сибирский рынок, говорит Журавлева. В 2007 г. компания намерена открыть кинотеатр в Красноярске. Параметры этого проекта в “Киномаксе” пока не раскрывают, однако указывают, что стандартным форматом для регионов является киноцентр на 4-10 залов площадью 2500-6000 кв. м.
Региональный рынок интересует и других федеральных операторов.
Конкуренция на столичных рынках достаточно высока, а регионы пока не освоены, считает замдиректора сети “Синема-Парк” Кирилл Иванов. “Синема-Парк” уже выступает соинвестором строительства торгово-развлекательного центра (ТРЦ) в Новосибирске, где будет 10-зальный мультиплекс общей площадью 9000 кв. м. Инвестиции в проект составят около $10 млн. Ввод комплекса намечен на конец 2007 г. По словам Иванова, сейчас компания занята поиском проектов для размещения мультиплексов “Синема-Парка” в Новосибирске, Омске и других городах Сибири.
Заинтересована в экспансии в регионы и “Каро-Фильм”. В 2007 г. мультиплекс сети откроется в Новосибирске в торгово-развлекательном центре, который строит группа “Эстар”. Там “Каро” арендует 3000 кв. м. Объем инвестиций в новосибирский проект компания не раскрывает. Ранее совладелец компании Леонид Огородников оценивал инвестиции в открытие одного кинозала в $500 000-600 000, окупаемость — в 5-7 лет.
Кинорынок в Сибирском регионе растет бурными темпами, говорит арт-директор “АртСайнс Синема Дистрибьюшн” (управляет шестью кинотеатрами в Новосибирске) Дмитрий Ким. Он полагает, что в ближайшие годы федеральные сети продолжат осваивать Сибирь, возможны поглощения действующих одиночных кинотеатров, не обладающих достаточными ресурсами для модернизации. По мнению Кима, конкуренция на кинорынке Новосибирска пока слаба и приход компаний “Каро-Фильм” и “Синема-Парк” не заставит местные сети сдать позиции. В 2007 г. новосибирская “АртСайнс Синема Дистрибьюшн” собирается открыть 12-зальный мультиплекс в третьем торгово-развлекательном комплексе “Континент”.
А вот директор по кинопрокату новосибирского кинотеатра “Победа” Владимир Жуков считает, что конкуренция на сибирском рынке кинопроката высока и с федеральными сетями смогут успешно конкурировать лишь те местные игроки, которые выгодно расположены, имеют высокий уровень комфорта и качества самого кинотеатра. По его словам, в декабре “Победа” завершила реконструкцию 5-зального кинотеатра на 800 мест, потратив на это $10 млн. Жуков отмечает, что сетевые кинотеатры имеют преимущество в переговорах с дистрибуторами и могут помогать более слабым кинотеатрам за счет сильных.
Яна Янушкевич, Ольга Коберник, Елена Богданова Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU