На фоне бурного экономического роста в Республике Башкортостан продолжается рост спроса на офисную недвижимость. Это обусловлено тем фактором, что на рынке появляется все больше и больше компаний, испытывающих необходимость разместить персонал. Цены в сегменте офисной недвижимости, закономерно отвечают на растущий спрос. Наблюдается острая нехватка именно высококачественных офисных помещений. Предложения рынка готовых помещений – это в основном недавно построенные здания или реконструированные объекты.
Для нашего города характерно недостаточное количество специализированных офисных центров. Увеличение спроса требует введения новых современных бизнес-центров и офисных зданий.
Рост качественного спроса ведет к строительству современных бизнес-центров и офисных зданий. Большинству предпринимателей становятся понятны их преимущества перед офисами в жилом доме. Аренда или приобретение в собственность помещения в бизнес-центре снимает с бизнесмена множество хозяйственных забот и дает ему ряд преимуществ:
•качественная оптоволоконная связь, скоростной выход в интернет;
•современные системы безопасности (круглосуточная охрана, видео наблюдение);
•системы вентиляции и кондиционирования;
•скоростные лифты;
•удобная парковка для автомашин;
•клининг; дополнительный сервис (отделение банка, пункты питания и др.)
•и ряд других преимуществ.
В последние годы на рынке офисной недвижимости Республики Башкортостан произошли большие перемены.
Хорошее месторасположение и высокий уровень предоставления услуг дают бизнес-центрам дополнительные конкурентные преимущества. Цены во всех случаях напрямую зависят от района расположения: чем ближе к центру, тем дороже.
Конечно, все бизнес-центры индивидуальны, и описать «типичный» довольно сложно.
London Consulting & Management Company в августе 2007 года провела исследование и подготовила отчет по рынку коммерческой недвижимости Уфы в сегменте офисной недвижимости. Как показали результаты исследования, на сегодняшний день в городе наблюдается серьезный дефицит качественных помещений под офисы, а объектов класса «А» в городе нет вообще. Продолжающийся в последние годы рост экономики, создающий благоприятные условия для развития и улучшения бизнеса и повышающий спрос на качественные офисные помещения, видимо никак не отразился на Уфе. По мнению специалистов LCMC общий объем предложения офисных помещений в бизнес-центрах всех классов города, по состоянию на июль 2007 года оценивается на уровне 200 000 кв.м, при этом на долю качественного предложения (все сегменты за исключением сегмента «С2»), приходится 93 500 кв.м. Структура рынка свидетельствует о том, что на текущий момент, на долю офисных площадей в наиболее качественных бизнес-центрах приходится менее 50% от общего объема предложения в городе. Офисные центры Уфы представлены в основном зданиями бывших НИИ. Нового строительства практически не велось с советских времен за исключением вновь построенных/реконструированных с 2000 года ряда объектов. Особый интерес для анализа представляют наиболее качественные бизнес-центры – сегменты классов «А» и «В», в связи с тем, что данные объекты относительно сравнимы с наиболее развитыми в России столичными рынками. Т.к. в городе отсутствуют объекты класса «А», то рассматриваться будут только бизнес-центры класса «В», среди которых только два объекта в полной мере соответствуют параметрам данного класса, их можно отнести к подтипу «В1». Это БЦ «УралСиб», расположенный на ул. Крупской и ТОЦ «Александровский пассаж», ул. Карла Маркса. На данный момент спрос на офисы в основном формируют местные компании, которые зачастую соглашаются на аренду помещений с невысоким уровнем качества отделки и нетребовательны к качеству и наличию сопутствующих услуг. Главным критерием оказывается удобство расположения здания по отношению к поставщикам и клиентам конкретного арендатора. Данный тип арендаторов размещаются в бизнес-центрах класса «С» и ниже. Другой целевой аудиторией являются межрегиональные российские и иностранные компании, которые используют в своей деятельности труд высококвалифицированных специалистов, нуждаются в хорошо оборудованных переговорных площадках и визуальных символах высокой репутации. Таким компаниям, как правило, требуются относительно большие по площади помещения, расположенные в престижных частях города, с высоким качеством отделки, именно они формируют спрос на объекты класса «В». Во 2 полугодии 2007 года на рынке офисных площадей в офисных центрах Уфы, в соответствии с заявленными сроками окончания строительства, ожидается рост предложения и ввода новых офисных центров. Всего на 2 полугодие 2007 года заявлено к вводу в эксплуатацию 8 бизнес-центров, к наиболее крупным из которых относятся торгово-офисный центр класса «В», расположенный в на пересечении ул. Рихарда Зорге и ул. Халтурина офисной площадью 6 900 кв.м. и административное здание, расположенное на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Пушкина, офисной площадью 6 000 кв.м, класса «С». Но, к сожалению, ввод данных объектов не улучшит ситуацию на рынке и не восполнит дефицит качественных площадей.
На рынке г. Уфы будут появляться все более качественные офисные помещения в составе бизнес-центров и торгово-офисных центров. У заказчиков, инвесторов, проектировщиков и застройщиков на сегодняшний день есть уверенность в успешной реализации офисных площадей. Как правило, еще на стадии проектирования крупного коммерческого объекта определяются якорные арендаторы, которые берут в аренду целые этажи. Логично, что арендодатели (собственники) первоначально стараются сдать всю площадь одному (якорному) арендатору. Иметь несколько якорных арендаторов выгоднее и проще в управлении, но в бизнес-центре этого добиться сложно, чем в торговом центре.
Надо заметить, что возрастает долевое участие в строительстве бизнес-центров. При его удачном расположении и инвестиционной привлекательности, к моменту сдачи в эксплуатацию, многие площади уже бывают распроданы.
Сеть Агентств Недвижимости «Эксперт»
Статья о недвижимости получена: IRN.RU