Новосибирск — Сегмент складской недвижимости манит все новых игроков. Крупнейшие столичные и местные компании спешат реализовать свои проекты, но все равно предложение не успевает за растущим спросом. По мнению аналитиков, самым перспективным сегментом в Новосибирске являются склады класса А.
“В Новосибирске потребность в складских помещениях высокого класса стабильно возрастает последние 3-4 года — главным образом за счет стремительного развития ритейла, а также промышленности”, — констатирует руководитель пресс-службы компании Knight Frank Андрей Патрушев. Торговым компаниям, заинтересованным в выходе за Урал, требуется все больше новых современных складских площадей.
В Новосибирске подобные комплексы пока в дефиците. Подавляющее большинство складов устарели, считает Патрушев.
Из-за высокого спроса ставки аренды на склады класса А в Новосибирске сравнялись с московскими и сейчас составляют около $120 за 1 кв. м в год, добавляет руководитель отдела складской недвижимости DTZ Сергей Белошапко.
По данным директора “Сиблоджикс” Евгения Новикова, в Новосибирске средняя месячная ставка аренды составляет $10-14 за паллето-место. За последний год верхняя граница выросла до $18 только за счет ввода двух новых комплексов — “Сибирь” и Bee Logistic. Это единственные за последний год реализованные проекты складских терминалов, отмечает Патрушев.
Терминал “Сибирь” Национальной логистической компании (НЛК), входящей в консорциум “Росеврогрупп”, открылся в марте. Первая очередь составила 10 000 кв. м из 40 000 кв. м общей площади терминала. “До того как НЛК стала осваивать сибирские регионы, она работала как логистический оператор на арендованных площадях, — рассказывает представитель компании Полина Винокурова. — Строительство логопарка "Сибирь" стало вынужденной мерой из-за отсутствия подходящих площадей”. В 2007 г. компания обещает достроить и остальные три очереди. В будущем логопарке НЛК станет выступать в качестве логистического оператора, стоимость услуг в “Сибири” будет близка к московским расценкам: по $0,35-0,6 за паллето-место в сутки или по $15-18 в месяц.
В августе собственный комплекс класса А площадью 15 000 кв. м представила Bee Logistic, подразделение дистрибуторской компании “Парфюм”. По словам директора Bee Logistic Виктора Кунгурцева, объем инвестиций составил около $7,5 млн, расчетный срок окупаемости — около 7-8 лет. В ближайшие годы компания намерена развивать логистическое направление, построив в Новосибирске еще один терминал площадью 12 000-15 000 кв. м. “Это перспективная и незанятая ниша, рынок логистических услуг растет в год на 20-30%”, — объясняет Кунгурцев. Услуги по логистике “Парфюм” предоставляет с 1995 г., в числе его клиентов — Colgate-Palmolive, Gillette, SCA Hygiene Products, Mars.
Сеть логистических комплексов класса А намерен создать “Сиб-агроцентр”, подразделение петербургской “Евросиб-девелопмент”. По словам одного из менеджеров компании, Новосибирск — первый из региональных проектов компании. Также планируется строительство в Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Новороссийске. В состав новосибирского комплекса класса А общей площадью 30 000 кв. м войдут контейнерный терминал и теплые склады стеллажного хранения. В 2007 г. планируется ввод первой очереди на 10 000 кв. м, а также инженерной инфраструктуры и подъездных путей. К 2008 г. будут введены следующие две очереди, каждая по 10 000 кв. м. Общий объем инвестиций составит около $40 млн.
Будущий склад станет востребован у потребителей, убеждены в компании. “Благодаря сочетанию контейнерного терминала и складского комплекса поставщику не нужно тратить время и деньги на транспортировку груза из контейнерного терминала на склад”, — пояснил один из менеджеров.
Их примеру последовала и ТГ “Эльдорадо”. По словам директора ее сибирского филиала Ивана Устинова, компания намерена построить складской комплекс площадью 250 000 кв. м. Областная администрация уже выделила компании в долгосрочную аренду земельный участок на 80 га в районе аэропорта “Толмачево”, рассказывает Устинов. Он станет главным распределительным центром “Эльдорадо” в России, объем инвестиций составит не менее $125 млн. Всего предусмотрено пять очередей по 50 000 кв. м каждая, строительство первой из них начнется летом текущего года и закончится в 2008 г., последующие будут строиться по 18 месяцев.
Еще один проект в Новосибирске намерена реализовать компания “Международное логистическое партнерство”. Как и у “Эльдорадо”, складской комплекс класса А площадью 100 000 кв. м будет построен в районе аэропорта “Толмачево”. По словам руководителя департамента промышленности и развития предпринимательства администрации Новосибирской области Сергея Семки, участок площадью 80 га под строительство уже выделен, объем инвестиций в проект составит примерно $100 млн. В МЛП не стали комментировать планы компании, но, по словам источника, близкого к проекту, оператором комплекса станет компания Relogix, созданная “Ренова-Капиталом”.
Большинство существующих терминалов класса А построено компаниями для собственных нужд, отмечает партнер по маркетингу консалтинговой компании DSO Consulting Сергей Дьячков. Собственные современные складские комплексы в Новосибирске имеют компании “Красный Восток”, “Балтика”, “Инмарко”, “Сибирский берег”.
По данным консалтинговой компании Knight Frank, существующий объем складских помещений Новосибирска составляет около 700 000 кв. м, большая часть из которых — капитальные складские комплексы постройки 60-80-х гг. прошлого века классов C и D. К классу А можно отнести не более 50 000 кв. м. В то время как потребность в них, по оценкам аналитиков, составляет около 250 000 кв. м.
Яна Янушкевич Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU