Поиск помещения под новый магазин в Новосибирске — давняя проблема и местных, и федеральных ритейлеров. Спрос на торговые площади растет с каждым годом, ввод единичных торговых центров не снимает остроту проблемы. За 2006 г. цены продаж выросли на 50-100%, ставки аренды поднялись на 50-60%. Значительный ввод торговых центров ожидается только с конца 2007 г.
Ритейлерам, заинтересованным в расширении бизнеса, приходится самостоятельно строить магазины.
По данным DSO Consulting, в 2006 г. на 1000 жителей Новосибирска приходилось по 500 кв. м торговых площадей. За истекший год было введено около 150 000 кв. м в ТЦ, что всего лишь на 30 000 кв. м больше, чем в 2005 г. Большая часть из них пришлась на перепрофилированные под магазины квартиры на первых этажах жилых домов.
“Заявки на аренду или покупку площадей под магазин в наше агентство поступают еженедельно”, — констатирует специалист АН “Сибакадемстройнедвижимость” Ирина Ильиных. По ее словам, поиском площадей озабочены как местные, так и региональные розничные сети, торгующие продуктами, медикаментами, одеждой и обувью, парфюмерией и косметикой. Привлекательность Новосибирска для розничной торговли Ильиных объясняет более высокой по сравнению с соседними регионами покупательной способностью населения.
За 2006 г. в Новосибирске введено около 150 000 кв. м торговых площадей, около 40% пришлось на крупные торговые и торгово-развлекательные центры площадью более 10 000 кв. м, подсчитал управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков. В городе были открыты ТЦ “Алпи” (24 000 кв. м), две “Ленты” площадью по 12 000 кв. м каждая, ТРЦ “Калина” (10 300 кв. м). Большую часть вновь введенных торговых площадей составили микрорайонные магазины и переоборудованные помещения на первых этажах жилых домов. По сравнению с 2005 г. ввод торговых площадей вырос на 25%, но потребность в них по-прежнему велика, отмечает Дьячков.
Ритейлерам, нуждающимся в новых магазинах, приходится строить их самостоятельно. По этому пути пошли “Лента”, “Алпи”, “Сибирский гигант” и “Мария Ра”. Как ранее сообщал “Ведомостям” гендиректор и владелец “Марии Ра” Александр Ракшин, компания намерена построить в Новосибирске ТЦ площадью 8000 кв. м.
Торговый холдинг “Сибирский гигант”, в 2005 г. открывший гипермаркет “Гигант” площадью 22 000 кв. м, планирует строительство аналогичного магазина в Заельцовском районе. Сейчас компания оформляет землеотвод площадки на пересечении Мочищенского шоссе и ул. Жуковского, сообщил директор по развитию холдинга Евгений Сиренко. Одновременно компания ведет строительство ТЦ площадью около 28 000 кв. м на ул. Мостовой возле автовокзала. Его ввод намечен на 2007 г.
“Рамстор” станет одним из крупных арендаторов в строящемся ТРЦ на территории НМЗ им. Кузьмина. Девелопер проекта — компания “Многофункциональные центры”.
Кемеровская сеть супермаркетов “Кора” выкупила 9000 кв. м в ТРЦ “Новосибирск-Сити” на Красном проспекте. Девелопер проекта — компания “Автоярус” — планирует завершить строительство в текущем году. Также “Кора” стала собственником около 6000 кв. м в строящемся компанией “Оргстрой” ТРЦ в жилмассиве Родники.
Однако подавляющая часть ритейлеров вынуждена арендовать или покупать торговые площади на вторичном рынке. По оценке директора АН “Акрополь” Зафара Умарова, за 2006 г. помещения для ритейла подорожали более чем на 100%. В начале года верхней границей считались цены $4000-5000 за 1 кв. м, сейчас планка поднялась до $10 000 за 1 кв. м, говорит Умаров. Средней ценой для помещений в центре города под стрит-ритейл считается $6000-7000 за 1 кв. м, добавляет собеседник.
Рост ставок аренды за год составил около 50-70%, считает президент Сибирской гильдии управляющих и девелоперов коммерческой недвижимости Олег Луговой. По его словам, рынок аренды разогрели салоны сотовой связи, красоты, игровых автоматов. Если в начале года они были готовы платить по 2500 руб. за 1 кв. м, то сейчас ставки выросли до 4000 руб. за 1 кв. м, говорит эксперт.
В условиях дефицита предложения в выигрышном положении оказались владельцы квартир на первых этажах домов, расположенных на основных магистралях города, отмечает Умаров. В начале 2007 г. квартиры в домах по торговым коридорам в центре продавались под магазины по $6000-7000 за 1 кв. м, в других районах — по $3000-4000 за 1 кв. м, рассказывает риэлтор.
Девелоперы, построившие торговый объект с нуля, могут рассчитывать на доход как минимум в 20-30% годовых от его сдачи в аренду, говорит Дьячков. Он не ожидает снижения ставок в ближайшее время. В случае покупки объекта на вторичном рынке доходы от сдачи площадей составят не более 10-15% в год, уточняет Луговой. По прогнозам собеседника, до конца текущего года цены на торговые площади повысятся более чем на 50%, а арендные ставки возрастут не менее чем на 60%.
Умаров, напротив, прогнозирует рост цен на торговые площади в центре города на уровне инфляции. “Цены и так слишком высоки и отпугивают потенциальных покупателей”, — аргументирует он. По его мнению, больше всего подорожают помещения под ритейл на окраинах города — сейчас они недооценены.
Начиная с конца 2007 г. в Новосибирске ожидается ввод крупных торговых и торгово-развлекательных центров. Осенью должен открыться ТК “Мега” (девелопер — IKEA) на 140 000 кв. м, строится “Большая Медведица” общей площадью более
92 000 кв. м. Местный девелопер “Труд” наметил на 2007 г. ввод первой и второй очередей ТК “Манхэттен” общей площадью 48 000 кв. м. “Росевродевелопмент” реализует проект ТРЦ общей площадью 150 000 кв. м на берегу Оби.
Яна Янушкевич Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU