Но независимо от исторического решения МОК уникальный город, расположенный между горами и морем, не потеряет своей привлекательности. Слишком уж много усилий направлено сегодня на формирование бренда летней столицы России. И многие инвесторы уже поняли, насколько выгодно вкладывать средства в активно развивающийся курорт. В декабре прошлого года риелторы, аналитики, девелоперы делились опытом освоения рынка недвижимости одного из самых многообещающих городов страны на конференции «Недвижимость Сочи: мифы и реальность».
С чистого листа
Перед администрацией Краснодарского края стоит масштабная задача: превратить Сочи в круглогодичную здравницу международного уровня, располагающую спортивными объектами и развлекательной инфраструктурой. Финансирование программы осуществляется как из государственного бюджета (62 %), так и за счет средств частных инвесторов (38 %). Общий объем капиталовложений составит 328 млрд руб. Крупнейшие российские корпорации, такие как «Интеррос», «Газпром», «Базовый элемент», уже проявили заинтересованность в проекте. Некоторые инвесторы принимают участие в модернизации транспортной сети города, строительстве гостиничных, курортно-оздоровительных, развлекательных объектов. Так, структура «Базового элемента» приобрела недавно сочинский аэропорт, уже в 2007 году он сможет принимать самолеты любых типов. «Газпром» возводит большой пятизвездочный отель. За счет средств частных инвесторов появляются новые очереди канатной дороги и трассы горнолыжного центра «Роза Хутор».
Муниципальные власти с энтузиазмом приступили к претворению в жизнь Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта», рассчитанной на 2006–2014 годы. В числе первых шагов по ее реализации — создание нового Генерального плана развития города. Уже разработаны схемы улучшения инженерной сети, строительства очистных сооружений и комплексов по утилизации отходов, создан план усовершенствования транспортной инфраструктуры и размещения спортивно-развлекательных объектов.
Инженерные коммуникации пока можно назвать слабым звеном курорта. Некоторым районам города не хватает энергомощностей. Поэтому муниципальным властям предстоит большая работа по модернизации и замене городских сетей: запланирован ввод в эксплуатацию трех новых очистных сооружений, должны увеличиться объемы подачи газа и электроэнергии (намечено нарастить энергомощности до 800 МВт). Общая протяженность магистральных сетей водоснабжения и водоотведения вырастет до 2800 км. На названные мероприятия выделено более 9 млрд руб.
Инвестиции в транспортную отрасль составили около 100 млрд руб. На эти деньги намечено построить новую объездную дорогу и современные развязки, реконструировать внутригородские трассы, создать парковочные площадки для частного транспорта. Запланировано проведение линии легкого метро в Ахштырском ущелье, уже сдан и начал функционировать автомобильный тоннель, соединивший Сочи с Красной Поляной. Названные меры призваны уменьшить нагрузку на центр курортной столицы, снизить загазованность, устранить пробки.
Вступив в борьбу за право принимать Белую олимпиаду, город стал активно расти как туристско-спортивный центр для проведения соревнований самого высокого уровня. В случае если МОК примет решение в пользу Сочи, здесь построят 15 спортивных сооружений. Они разместятся преимущественно на двух территориях — в прибрежной и горной частях города. На береговой полосе вырастет спорткомплекс «Олимпийский парк», куда войдут ледовые дворцы, гостиницы, олимпийская деревня, пресс-центр и порт. После проведения игр в комплексе станут организовывать различного рода ярмарки, выставки, форумы, конференции.
Большие надежды возложены на развитие горнолыжного курорта Красная Поляна, расположенного на территории города Адлер (входит в Сочинскую агломерацию). Здесь планируют соорудить около 20 новых трасс для занятия сноубордом, горными лыжами и другими зимними видами спорта. Современная здравница сможет обслуживать до 25 тыс. туристов.
«Конечно, Сочи еще не дотягивает до мировых стандартов, в том числе и как горнолыжный курорт. Но это не помеха, поскольку инфраструктура, созданная с чистого листа, будет соответствовать всем требованиям Олимпийского комитета», — заявила Мария Лактионова, представлявшая на конференции городскую администрацию.
Несомненно, существенным импульсом развития города сегодня служит его участие в предолимпийской гонке. Но даже если Сочи не станет хозяином зимних Олимпийских игр, он все равно окажется в выигрыше, поскольку уже реализованные и только намеченные мероприятия по созданию условий, соответствующих высоким стандартам МОК, неплохо подогрели интерес к курорту со стороны крупных инвесторов и бизнес-элиты России.
Вид на море обязателен
Рынок недвижимости Сочи демонстрирует завидные темпы роста. Строительный сектор экономики заметно активизировался в последние несколько лет, и с 2000 года объем жилого фонда увеличился примерно на 30 %. Завоевав статус летней столицы, город стал местом, где престижно иметь собственное жилье. Ежегодно цены на сочинские квартиры повышаются на 25–30 %.
Строительство в Сочи ведут в основном девелоперы из Москвы, Санкт-Петербурга и мелкие местные компании. Проявляют интерес и иностранные девелоперы. «Крупные застройщики имеют перед местными компаниями массу преимуществ. Более конкурентоспособными их делает возможность безналичного расчета, покупка в рассрочку, ипотечное кредитование. Такие игроки, как правило, имеют в структуре свою юридическую службу», — отметил в своем докладе Станислав Грипас, генеральный директор Vesco Realty Sochi. Что привлекает строителей в город-курорт? «В первую очередь благоприятный инвестиционный климат. Кроме того, затратная часть проекта пока остается на региональном уровне. Ну и конечно, немалую роль играет постоянный спрос на недвижимость», — считает С. Грипас.
Далеко не все районы города одинаково перспективны с точки зрения возведения жилых зданий: как и везде, здесь есть места для элитной застройки, участки для сооружения объектов бизнес-класса и районы строительства муниципального жилья. Только узкая полоска шириной в 1–1,5 км вдоль моря способна притянуть взгляд сочинского девелопера, нацеленного на создание проекта класса de luxe. Все, что возводят чуть дальше, автоматически относится к бизнес-классу. Одно из главных требований покупателей дорогого жилья — вид на море. Разница в цене по сравнению с аналогичной квартирой, из окон которой можно любоваться красотой гор, составляет 15–20 %. Именно видовые характеристики и месторасположение как можно ближе к морю становятся в Сочи основными критериями элитных домов, позволяющими запрашивать цену от 3 до 10 тыс. долл. за 1 кв. м. В связи с этим строят большое количество комплексов галерейного типа, треугольных в плане зданий либо максимально узких и растянутых в длину, каким, к примеру, является «Идеал Хаус» (архитектор В. Гинзбург). «По московским меркам многоэтажный дом сразу попадает в категорию бизнес-класса. В Сочи это — элита», — сообщила участникам конференции заместитель директора отдела исследований рынка элитного жилья компании Knight Frank Наталья Пронина. Наиболее востребованные площади в сегменте бизнес-класса — от 70 до 120 кв. м. К новым тенденциям на рынке недвижимости можно отнести возросший спрос на клубные дома — небольшие комплексы в 5–6 этажей с 2–4 квартирами на этаже.
Интересно, что в городе не существует обособленных элитных районов. Бывает, что дорогой качественный объект находится по соседству с «шанхаем» — беспорядочной застройкой, представленной в основном ветхим жильем.
Кто становится основным покупателем сочинской недвижимости? «Как правило, это представители сырьевых и промышленных регионов России, в том числе и северных; в меньшей степени — москвичи и петербуржцы. И только 7 % местного населения готовы приобрести элитную квартиру у моря», — подчеркнула Н. Пронина. Несмотря на все несовершенства, которые пока отличают рынок риелторских услуг в Сочи, зачастую процесс покупки жилья выглядит вполне современно. Передовые технологии и средства связи позволяют проводить сделки почти дистанционно. «Клиенты — грамотные с точки зрения бизнеса, юридически подкованные люди. Поэтому выбор они делают обычно у себя дома, а в Сочи едут смотреть и покупать конкретный объект», — рассказывает С. Грипас.
Гостеприимство как политика
Скажем без преувеличения, что Сочи благоденствует благодаря туризму — отчисления, получаемые за счет деятельности индустрии гостеприимства, формируют около 80 % местного бюджета. И именно на туристический бизнес как на точку роста экономики юга России делают ставку федеральные власти. К тому моменту, когда реализация Федеральной целевой программы будет завершена, новый туристско-спортивный регион станет принимать до 6 млн гостей в год (против нынешних 3 млн). «Разработана градостроительная инвестиционная концепция размещения и проектирования 50 новых объектов гостиничной инфраструктуры с общим объемом привлечения инвестиций в 1 млрд долл.», — сказал в своем выступлении первый вице-президент по стратегическому развитию компании Blackwood Михаил Гец. Намечено построить и реконструировать более 2 тыс. пятизвездочных, около 10 тыс. четырехзвездочных и 13 тыс. трехзвездочных номеров. Сегодня гостиничная недвижимость столицы курортов переживает период подъема. По данным информационно-аналитического агентства RWAY, в Сочи насчитывается около 200 «зарегистрированных средств размещения», включая 22 отеля, 92 санатория, 86 пансионатов. Помимо этого существуют так называемые незарегистрированные средства размещения — комнаты или перестроенные под гостиничные номера помещения, сдаваемые туристам местным населением. Уровень цен во многом зависит от типа предоставляемых услуг: от 10 долл./сутки — плата за аренду помещений, предлагаемых жителями Сочи, до 200 долл./сутки — за проживание в номере «современного стандарта». Средняя стоимость номера составляет 60–100 долл./сутки.
В настоящее время идет активная работа по классификации гостиниц. Согласно ее результатам большая часть объектов получают статус одно-, двух- и трехзвездочных отелей. «Пятизвездочных гостиниц по современной классификации здесь еще нет. Те отели, что позиционируют себя как высоко-классные, еще не прошли классификацию», — заметила Н. Пронина. Пока на рынке представлены только два известных оператора — «Рэдиссон САС» и «ЮМАКО». «Однако не за горами приход в Сочи крупных иностранных компаний, поскольку вместе с ростом популярности курорта повышается и спрос на качественные гостиничные услуги», — считает М. Гец.
Работа сочинских отелей в значительной степени подвержена влиянию фактора сезонности. Во время «высокого сезона» их наполняемость достигает 90 %, в то время как в «низкий сезон» она сокращается до 40 %. Стремясь нивелировать такую зависимость, многие гостиницы города расширяют список предоставляемых услуг: организуют деловые мероприятия, конференции, бизнес-встречи.
Гостиничная отрасль Сочи все больше привлекает частные инвестиции, каждый год в городе открываются новые мини-отели, они заполняют пустующую нишу четырех- и пятизвездочных гостиниц. В настоящее время насчитывается порядка 1500 малых предприятий, и они являются самым динамично развивающимся сегментом рынка. Формируется здесь и вовсе новый для страны вид недвижимости — клубные апартаменты с гостиничным сервисом. Первый клубный дом-кондоминиум был построен сетевым оператором «ЮМАКО». Генеральный директор этой организации Павел Пейсахзон рассказал об опыте создания и продаж квартир такого формата. Сегодня комплекс «Катерина Альпик» продан на 75–80 %. Но покупателям следует учесть, что клубная курортная недвижимость имеет свою специфику. «Подобные комплексы соединяют две важные вещи — объект, приобретенный в собственность, и хозяйство гостиничного типа, которое будет обслуживать профессиональная управляющая компания. Это дает клиенту возможность отдыхать на ухоженной обособленной территории. А на время отсутствия владелец передает свои апартаменты в управление, что обеспечивает ему дополнительную прибыль», — уточняет П. Пейсахзон.
Подводя итог, участники конференции сошлись во мнении, что рынок недвижимости Сочи характеризует высокий инвестиционный потенциал. Позитивное влияние на его развитие окажет реализация любого сценария федеральной программы, ведь в настоящее время формируется бренд региона как курорта мирового уровня.
Монахова Наталья Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU