Российский ритейлер берет свое в регионах, так как в Москве открываться уже не так рентабельно.
Как сообщили вчера RBC daily в «Спар Централ Раша», компания завершила сделку по приобретению владимирской сети «Элеком», состоящей из семи магазинов. Эксперты считают, что присутствие во Владимире не является стратегически важным для федеральной сети, однако признают определенный потенциал этого рынка. «Спар Централ Раша» понемногу восстанавливает свои позиции, утраченные после «развода» с холдингом «Марта», который владел на начало 2004 года большей частью российских магазинов под брендом Spar. Аналитики прогнозируют, что компания вряд ли сможет занять лидирующие позиции, как в Москве, так и в регионах, но при сохранении темпов развития сможет получить хорошую долю рынка.
В начале 2005 года SPAR International выдала компании «Спар Централ Раша» генеральную лицензию на работу под торговой маркой Spar в Центральном федеральном округе. Ранее генеральная лицензия распространялась только на Московский регион, где торговую марку Spar с 2000 года представляло ЗАО «Спар Ритэйл». Крупнейшим инвестором компании является инвестфонд «США – Россия», управляемый компанией Delta Capital Management. В настоящее время в ЦФО открыто 16 супермаркетов SPAR. До конца 2005 года под торговой маркой SPAR будет работать более 30 универсамов, а в 2006 г. их количество достигнет 70. В 2004 г. «Спар Ритейл» расстался со своим крупным партнером – холдингом «Марта», потеряв при этом 16 из 20 своих магазинов. Поэтому оборот новообразованной «Спар Централ Раша» в 2005 г. не превысит оборота «Спар Ритейла» годом ранее – 140 млн долл.
Вчера гендиректор «Спар Централ Раша» Дмитрий Маслов сообщил RBC daily, что его компания завершила сделку по покупке розничной сети «Элеком» во Владимире. Общая площадь приобретенных помещений – 9 тыс. кв. м. Сумму сделки Дмитрий Маслов назвать отказался, но, по оценке аналитика РБК Валентина Крохина, она могла составить 7-10 млн долл. Сеть «Элеком» насчитывала семь объектов, но один из-за небольшой площади «Спар Ритейл» сдал в аренду сети дискаунтеров «Магнит», остальные шесть до конца года заработают под маркой Spar. По словам Дмитрия Маслова, возможность развития во Владимире возникла неожиданно – «Элеком» сама предложила купить свои магазины. «Мы готовы развиваться там, где можно открывать рентабельные объекты», – пояснил он. Очевидно, во Владимире такая возможность есть, так как в будущем году «Спар Ритейл» рассчитывает открыть там еще не менее шести торговых точек.
Инвестиционная привлекательность Владимира оценивается аналитиками как средняя. По словам Валентина Крохина, Владимир относится к регионам со средними макроэкономическими показателями. Участники рынка отмечают, что конкуренция во Владимире за последние полтора года значительно выросла. «До открытия наших франчайзинговых магазинов конкурентная среда во Владимире была не очень жесткой. Там работала лишь многоформатная сеть «Пи». Помимо нас туда также вышел «Магнит», а теперь и «Спар», – сообщил RBC daily начальник отдела развития ГК «Виктория» Игорь Николаев. По его словам, Владимир – стратегически не самый привлекательный из региональных рынков, и «Виктория» вышла туда потому, что компании предложил сотрудничество надежный местный партнер.
Впрочем, «Спар» не ограничится Владимиром. После «развода» с холдингом «Марта» в 2004 г. «Спар Централ Раша» пошла путем освоения регионов. За последний год компания открыла более десяти магазинов и сейчас планирует интенсивное развитие: к концу 2005 года сеть, по прогнозам, будет насчитывать более 30 точек. Из более чем десяти магазинов,запланированных к открытию до конца года, в Москве откроется только два. Помимо Владимира планируется открытие четырех магазинов в Туле. Для открытия одного магазина Spar, без стоимости помещения, требуется примерно 1-1,2 млн долл. Но конечные суммы могут быть в несколько раз выше: например, в Костроме 8 ноября «Спар Ритейл» открыл магазин общей площадью 4,5 тыс. кв. м, который обошелся в 5 млн долл. По словам Дмитрия Маслова, инвестиции в проект Spar в России составили около 40 млн долл., а в будущем году они вырастут до 70 млн долл. «Нас в первую очередь интересует Центральный федеральный округ», – сообщил г-н Маслов.
Эксперты прогнозируют, что и далее магазины Spar будут преимущественно открываться в регионах. По мнению Игоря Николаева, в Москве приобрести помещения в собственность уже слишком сложно, поэтому остается в основном аренда, к тому же в Москве дефицит помещений, подходящих для открытия супермаркетов, в основном предлагают места для магазинов меньшей площади. Поэтому не удивительно, что «Спар Централ Раша» сложно подобрать себе помещения в столице. Дмитрий Маслов утверждает, что компания готова развиваться в любом городе Центральной России, где возникают благоприятные условия. «Столичный рынок насыщается, но в Москве еще можно открыть много магазинов, – говорит Дмитрий Маслов. – Вопрос в том, насколько рентабельны они будут. Так как у нас есть четкая установка на рентабельность, то и большого смысла хвататься за все, что попадется под руку, нет».
Елена Желобанова РБК
Статья о недвижимости получена: IRN.RU